+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Социальная адаптация детей инвалидов

Содержание

Социальная адаптация инвалидов

Социальная адаптация детей инвалидов

Инвалидность – специфические особенности состояния и развития организма человека, сопровождающееся ограничением жизнедеятельности в различных формах.

Замечание 1

Социальная адаптация инвалидов – это комплекс мероприятий, предусматривающих восстановление потерянных или ранее разрушенных взаимоотношений и социальных связей в результате инвалидности.

Как правило, у этой социально-демографической группы людей ограниченная возможность получения образования, низкий уровень дохода, проблемы в создании семьи, самореализации.

У многих отсутствует желание заниматься общественной жизнью, потерян интерес к жизни.

Отсутствие достаточных практических навыков в самостоятельной жизни приводит к тому, что они оказываются в большей или в меньшей степени обузой для родственников.

Достижение цели социальной адаптации инвалидов основано на укоренении в общественном сознании идеи равных возможностей и прав для инвалидов. Необходим переход от сигрегированных видов помощи (в виде специальных учреждений) к методам, позволяющим инвалидам быть в центре общественной жизни.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Мощным фактором адаптационного процесса является взаимоотношение между здоровыми людьми и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В целом в обществе отмечается неготовность многих людей к ситуациям, в которых реализуются возможности инвалидов наравне со здоровыми людьми, к тесному контакту с инвалидами.

Взаимоотношения между здоровыми людьми и лицами с ограниченными возможностями должны строиться на ответственности обоих сторон за эти взаимоотношения.

Однако у многих инвалидов не хватает умения выразить себя в процессе общения, недостаточно социальных навыков, они не всегда могут правильно оценить нюансы отношений, воспринимая окружающих людей несколько обще.

Часто взаимоотношения складываются непросто и между инвалидами.

Замечание 2

Основным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является их отношение к собственной жизни. Результаты социологических исследований показали, что почти половина инвалидов оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное.

Процесс социальной адаптации инвалидов в настоящее время затруднен, так как:

  • прослеживается низкая удовлетворенность жизнью;
  • присутствует отрицательная динамика самооценки;
  • наблюдаются значительные проблемы во взаимоотношениях с окружающими;
  • эмоциональное состояние, в основном, характеризуется неуверенностью в будущем, тревожностью, пессимизмом.

Типы социальной адаптации и ее диагностика

Основные типы социальной адаптации инвалидов:

  1. Активно-позитивный. У инвалидов этого типа высокая самооценка, благоприятный настрой, энергичность, оптимизм, самостоятельность суждений, они самостоятельно ищут пути выхода из неблагоприятных ситуаций.
  2. Пассивно-позитивный. У инвалидов данного типа заниженная самооценка, отсутствует стремление к изменениям и переменам в жизни, положение в котором он находится полностью устраивает.
  3. Пассивно-негативный. У инвалидов наблюдается неудовлетворенность своим положением, отсутствует желание что-либо улучшить. Такие людям характерны настороженное отношение к окружающим, психологический дискомфорт, заниженная самооценка, ожидание значительных катастрофических последствий от незначительных неудач.
  4. Активно-негативный. Наблюдаются неудовлетворенность собственной жизнью, психологический дискомфорт, есть стремление изменить ситуацию к лучшему, но, по ряду объективных и субъективных причин, нет практических результатов.

В современном мире широко применяются методики, позволяющие определит уровень социально-психологической адаптации инвалидов. Например, опросник К. Роджерса и Р. Даймонда диагностирует особенности прохождения социальной адаптации. Он включает 101 утверждение, каждое из которых сформулировано в третьем лице единственного числа для избегания воздействия прямого отождествления.

Социальность является определяющим фактором в физическом развитии инвалида. Для выполнения любой социальной роли необходимы определенные физические качества. Чем сложнее социальная деятельность, тем выше нужна дифференциация проявлений физических параметров.

В современном мире формирование общества предполагает воспитание индивидов с высокой интеллектуальной и физической работоспособностью, всесторонне гармонично развитых. Для этого разрабатываются и внедряются методики, в которых объектом исследования выступают уровни социальной адаптации индивидов.

Проблемы социальной адаптации инвалидов

Проблема социальной адаптации инвалидов – одна из важнейших сторон общей интеграционной проблемы.

Сущность проблемы социальной адаптации инвалидов определена экономическими, правовыми, производственными, психологическими и коммуникативными особенностями взаимодействия с окружающей средой. Наиболее серьезные аспекты проблемы связаны с появлением многочисленных барьеров, не позволяющих активно включиться в жизнь общества.

Все потребности инвалидов можно условно обозначить как общие – характерные для всех граждан и особые, заключающиеся в восстановлении нарушенных способностей, общении, передвижении, в восстановлении доступа к культурным объектам, объектам социально-бытовой и др. сфер, в возможности обучаться, трудоустроиться, иметь комфортные бытовые условия, получать социально-психологическую адаптацию и т.д.

Социальная адаптация инвалидов предполагает решение следующих задач:

  • получение инвалидами равных возможностей с остальными членами общества;
  • охрана интересов и защита прав инвалидов;
  • интеграция в социальную среду;
  • информирование общества о выполнении мер социальной защиты инвалидов и их положении;
  • формирование позитивного общественного мнения.

Социальная адаптация детей-инвалидов

Из-за ограничений приспособительных возможностей дети-инвалиды являются наиболее проблемной группой с точки зрения социальной адаптации.

Замечание 3

К основным причинам сложной адаптации детей-инвалидов относятся: недостаток физического и психического здоровья, неблагоприятная материально-экономическая ситуация, ограниченность социального опыта.

Так как численность детей-инвалидов по всему миру неуклонно растет, необходимы эффективные меры по их адаптации к жизни в обществе. Проблема социальной адаптации детей-инвалидов имеет социальное, политическое, экономическое, морально-этическое значение.Необходимо предоставить возможность детям с ограниченными возможностями здоровья участвовать в жизни социума в соответствии с их возрастом.

Социальная адаптация детей-инвалидов имеет свои специфические особенности, которые должны решаться на государственном уровне с использованием новейших разработок медиков, педагогов и психологов.

Успешная социальная адаптация позволяет детям-инвалидам более быстро приспособиться к полноценной жизни, восстановить их социальную значимость, повысить гуманные тенденции в обществе.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_adaptaciya/socialnaya_adaptaciya_invalidov/

Социализация и социальная адаптация детей с ОВЗ

Социальная адаптация детей инвалидов

 Социализация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. СтатьяЗайцевой С.И., учителя письма и чтения, дефектолога ГБОУ  «Казанская школа-интернат», Республика Марий Эл, Россия

Аннотация: в статье описаны этапы, методы социально-трудовой адаптации реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрыты понятия социализации и социальной адаптации детей.Ключевые слова: социализация, социальная адаптация, дети с ОВЗ.

Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта,  прежде всего – системы ролей социальных. Реализуется в общении и деятельности – в семье, школе, трудовых коллективах и пр.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации,  позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, то есть посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.

Опыт показывает, насколько плохо ориентируются школьники с ОВЗ в жизненно важных вопросах – как пользоваться средствами связи, как устроиться на работу, как получить необходимое медицинское обследование, куда обращаться, как распределить бюджет и многое другое.

Единственным университетом знаний для таких детей по вопросам социализации является школа.

Если ребенок, развивающийся в норме в силу своих возможностей, мотивированных потребностей черпает эти знания не только в школе, семье, но и самостоятельно, перерабатывая поступающую информацию из окружающего мира, то дети с ОВЗ имея такой дефицит как недоразвитие познавательной деятельности, самостоятельно не могут получить необходимые знания для успешной социализации.

Поэтому во многих случаях только в школе под влиянием учителя  становится возможной коррекция недостатков в формировании личности детей с ОВЗ. А поскольку наша школа находится на положение интерната, значит научить, сориентировать детей, выработать положительные привычки – это задача всего нашего коллектива.

Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими сверстниками, закончившими общеобразовательные школы.

Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения. Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, несмотря на свои особые возможности, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества.

Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

Наиболее полно задачам успешной социализации, социально-трудовой  адаптации лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-реабилитационная среда школы 8 вида.

Созданные в ней условия способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, адаптацию к общественной жизни и решению сопутствующих проблем – социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических.

Эта среда должна компенсировать, насколько это возможно, ограничения жизнедеятельности детей с ОВЗ, позволяя ему после окончания школы выступить на рынке труда в доступных для него областях.

Социализация – это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвует личность и общество. Но общество в целом недостаточно готово к милосердию и постоянной поддержки детей с ОВЗ.

В связи с этим, в учебно-воспитательном процессе школы должна быть заложена и реализовываться идея социализации личности с использованием компенсаторных возможностей индивидуально каждого учащегося. Эта задача будет решаться лишь при соблюдении определенных требований.

Главное из них —  наличие единой системы воздействия на учащихся, складывающейся из нескольких этапов.

Этапы школьной социально-трудовой адаптации и реабилитации в общеобразовательной школе – интернате

Первый этап (1- 4 класс) – социальная адаптация личности через привитие навыков самообслуживания, ручного труда, самопознание.

Второй этап (5-9 класс) – социально – трудовая адаптация через труд на пришкольном участке, мини – ферме, выбор профиля трудового обучения, профессиональная подготовка.

Третий этап (10 класс) – выбор жизненного пути после окончания школы: трудоустройство, продолжение обучения, приобретение профессии, самореализация в жизни.

В коррекционной школе VIII вида ведущими уроками для успешной  социализации являются: уроки профильного обучения, домоводства или социально-бытовой ориентировки, делового и творческого письма.

В нашей общеобразовательной школе-интернате  профильный  труд представлен швейным делом, столярно-плотничным, штукатурно – малярным делом , сельскохозяйственным трудом, рабочим подворья , вязанием, цветоводством и декоративным садоводством, подготовкой младшего обслуживающего труда. По всем предметам разработаны рабочие программы.

На уроках сельскохозяйственного труда учащиеся овладевают сельскохозяйственными знаниями, трудовыми умениями и навыками, достаточными для участия выпускников сельских коррекционных школ в произвольном сельскохозяйственном труде по несложным специальностям, осуществляется коррекция недостатков трудовой деятельности,  воспитание положительного отношения к сельскохозяйственному труду, честности и добросовестности в труде, коллективизма и товарищеской взаимопомощи, чувства ответственности за порученное дело и других моральных качеств, необходимых выпускникам коррекционных школ для работы на производстве, в коллективных и фермерских хозяйствах, содействие физическому развитию, укреплению здоровья, закаливанию организма и воспитанию физической выносливости.

Большую роль для успешной социальной адаптации учащихся играют уроки СБО. Учащиеся получают теоретические знания и практические умения и навыки по ведению домашнего хозяйства, приобретают привычки по самообслуживанию, прививаются морально-этические нормы поведения, воспитываются навыки общения, которые бывают необходимы при посещении различных учреждений, организаций.

На уроках столярного дела учащиеся получают элементарные навыки  владения столярными инструментами и их назначением. Выполняют простые операции обработки древесины. На уроках швейного дела и вязания  ученики производят изделия необходимые для школы.

Прекрасным делом занимаются ученики на уроках цветоводства и декоративного садоводства : облагораживают территорию школы и приусадебного участка цветами и плодовыми деревьями. Уроки «Рабочий подворья» учат выполнять подсобные работы на подворье , уборку территории , уход за одеждой и другим видам обслуживающего труда.

Подготовка воспитанников ведётся с ориентацией на реально существующие рабочие места.

Направление «Подготовка младшего обслуживающего персонала» предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей санитарок в больницах и поликлиниках. Данное направление  предназначено для обучения тех учащихся , кто в силу глубины и особенностей дефектов не может овладеть профессией столяра, швеи , штукатура – маляра и т.д.

Нельзя недооценивать значение экскурсий для успешной социализации и социальной адаптации  ребенка. Экскурсии дают возможность наблюдать мир таким, каков он есть, в естественной обстановке. Поэтому мы стараемся проводить разнообразные экскурсии, в том числе на предприятия. Например, экскурсия в ЗАО «Марийское», в Казанскую врачебную амбулаторию.

Для того чтобы самореализоваться в мире труда, человек должен не только хорошо ориентироваться в мире профессий, но и иметь правильное представление о себе, о своих интересах и возможностях, сильных и слабых сторонах, о ценностях и притязаниях.

Еще в школе он должен соотнести себя с несколькими профессиями, исследовать, какая область профессиональных интересов ему ближе всего, получить медицинскую консультацию по поводу своих трудовых возможностей, попробовать себя на практике в интересующих видах труда.

Только после этого можно принимать решение о выборе профессии, причем необходимо помнить, что это еще не окончательное решение, что в течение жизни придется несколько раз менять вид деятельности, профессию, место работы.

В этом учебном году центром занятости населения п.Сернур было проведено профтестирование учащихся старших классов на предмет профессиональных предпочтений, который поможет в дальнейшем правильно сориентироваться в выборе будущей профессии.

Педагоги школы-интерната в учебно-воспитательной работе  добиваются того, что труд для каждого выпускника — жизненная необходимость. Все выпускники  школы  получают профессии в профессиональных училищах, где  приобретают  специальности. Этому способствовала проводимая профориентационная работа педагогов с учащимися и их родителями, поэтому педагогическим коллективам 9-х классов необходимо:

1.Корректно убедить подростков в их ограниченных возможностях.

2.Показать воспитанникам возможность реализации их сильных сторон, способности к достойному физическому труду.

3.Показать ценность и важность для общества «простых» профессий.

4.Сформировать адекватный уровень притязаний к будущей самостоятельной жизни и готовность к кропотливому физическому труду.

Таким образом, работа по социализации учащихся в коррекционной школе дает положительные результаты только тогда, когда соблюдаются следующие принципы: принцип последовательности, предусматривающий постепенное накопление, расширение социально-бытовых знаний и умений; принцип систематичности, требующий разносторонней, каждодневной, а не эпизодической работы со школьниками.

Успешная интеграция детей с ОВЗ в социуме является первостепенной задачей, стоящей перед педагогическим коллективом школы VIII вида.

Ссылка на источники

  1. Сводина В.Н. Интегрированное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 1998. — №6, стр. 32
  2. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. — 2001. — №3, стр. 12
  3. Грузинова Т.В. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции //«Директор школы»,1999, № 4;
  4. Володина Н.В. Реабилитация тех, кто не «вписывается» в стандарт // «Директор школы», 1997, № 6.  —  64 с.

Социализация и социальная адаптация детей с ОВЗ

Источник: https://son-net.info/socializaciya-i-socialnaya-adaptaciya-detej-s-ovz/

Социальная адаптация детей, инвалидов – проблемы, диагностика – Автор Своей Жизни

Социальная адаптация детей инвалидов

Инвалидность – специфические особенности состояния и развития организма человека, сопровождающееся ограничением жизнедеятельности в различных формах.

Замечание 1

Социальная адаптация инвалидов – это комплекс мероприятий, предусматривающих восстановление потерянных или ранее разрушенных взаимоотношений и социальных связей в результате инвалидности.

Как правило, у этой социально-демографической группы людей ограниченная возможность получения образования, низкий уровень дохода, проблемы в создании семьи, самореализации.

У многих отсутствует желание заниматься общественной жизнью, потерян интерес к жизни.

Отсутствие достаточных практических навыков в самостоятельной жизни приводит к тому, что они оказываются в большей или в меньшей степени обузой для родственников.

Достижение цели социальной адаптации инвалидов основано на укоренении в общественном сознании идеи равных возможностей и прав для инвалидов. Необходим переход от сигрегированных видов помощи (в виде специальных учреждений) к методам, позволяющим инвалидам быть в центре общественной жизни.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Взаимоотношения между здоровыми людьми и лицами с ограниченными возможностями должны строиться на ответственности обоих сторон за эти взаимоотношения.

Однако у многих инвалидов не хватает умения выразить себя в процессе общения, недостаточно социальных навыков, они не всегда могут правильно оценить нюансы отношений, воспринимая окружающих людей несколько обще.

Часто взаимоотношения складываются непросто и между инвалидами.

Замечание 2

Основным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является их отношение к собственной жизни. Результаты социологических исследований показали, что почти половина инвалидов оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное.

Процесс социальной адаптации инвалидов в настоящее время затруднен, так как:

  • прослеживается низкая удовлетворенность жизнью;
  • присутствует отрицательная динамика самооценки;
  • наблюдаются значительные проблемы во взаимоотношениях с окружающими;
  • эмоциональное состояние, в основном, характеризуется неуверенностью в будущем, тревожностью, пессимизмом.

Типы социальной адаптации и ее диагностика

Основные типы социальной адаптации инвалидов:

  1. Активно-позитивный. У инвалидов этого типа высокая самооценка, благоприятный настрой, энергичность, оптимизм, самостоятельность суждений, они самостоятельно ищут пути выхода из неблагоприятных ситуаций.
  2. Пассивно-позитивный. У инвалидов данного типа заниженная самооценка, отсутствует стремление к изменениям и переменам в жизни, положение в котором он находится полностью устраивает.
  3. Пассивно-негативный. У инвалидов наблюдается неудовлетворенность своим положением, отсутствует желание что-либо улучшить. Такие людям характерны настороженное отношение к окружающим, психологический дискомфорт, заниженная самооценка, ожидание значительных катастрофических последствий от незначительных неудач.
  4. Активно-негативный. Наблюдаются неудовлетворенность собственной жизнью, психологический дискомфорт, есть стремление изменить ситуацию к лучшему, но, по ряду объективных и субъективных причин, нет практических результатов.

В современном мире широко применяются методики, позволяющие определит уровень социально-психологической адаптации инвалидов. Например, опросник К. Роджерса и Р. Даймонда диагностирует особенности прохождения социальной адаптации. Он включает 101 утверждение, каждое из которых сформулировано в третьем лице единственного числа для избегания воздействия прямого отождествления.

Социальность является определяющим фактором в физическом развитии инвалида. Для выполнения любой социальной роли необходимы определенные физические качества. Чем сложнее социальная деятельность, тем выше нужна дифференциация проявлений физических параметров.

В современном мире формирование общества предполагает воспитание индивидов с высокой интеллектуальной и физической работоспособностью, всесторонне гармонично развитых. Для этого разрабатываются и внедряются методики, в которых объектом исследования выступают уровни социальной адаптации индивидов.

Проблемы социальной адаптации инвалидов

Проблема социальной адаптации инвалидов – одна из важнейших сторон общей интеграционной проблемы.

Сущность проблемы социальной адаптации инвалидов определена экономическими, правовыми, производственными, психологическими и коммуникативными особенностями взаимодействия с окружающей средой. Наиболее серьезные аспекты проблемы связаны с появлением многочисленных барьеров, не позволяющих активно включиться в жизнь общества.

Все потребности инвалидов можно условно обозначить как общие – характерные для всех граждан и особые, заключающиеся в восстановлении нарушенных способностей, общении, передвижении, в восстановлении доступа к культурным объектам, объектам социально-бытовой и др. сфер, в возможности обучаться, трудоустроиться, иметь комфортные бытовые условия, получать социально-психологическую адаптацию и т.д.

Социальная адаптация инвалидов предполагает решение следующих задач:

  • получение инвалидами равных возможностей с остальными членами общества;
  • охрана интересов и защита прав инвалидов;
  • интеграция в социальную среду;
  • информирование общества о выполнении мер социальной защиты инвалидов и их положении;
  • формирование позитивного общественного мнения.

Социальная адаптация детей-инвалидов

Из-за ограничений приспособительных возможностей дети-инвалиды являются наиболее проблемной группой с точки зрения социальной адаптации.

Замечание 3

К основным причинам сложной адаптации детей-инвалидов относятся: недостаток физического и психического здоровья, неблагоприятная материально-экономическая ситуация, ограниченность социального опыта.

Так как численность детей-инвалидов по всему миру неуклонно растет, необходимы эффективные меры по их адаптации к жизни в обществе. Проблема социальной адаптации детей-инвалидов имеет социальное, политическое, экономическое, морально-этическое значение. Необходимо предоставить возможность детям с ограниченными возможностями здоровья участвовать в жизни социума в соответствии с их возрастом.

Успешная социальная адаптация позволяет детям-инвалидам более быстро приспособиться к полноценной жизни, восстановить их социальную значимость, повысить гуманные тенденции в обществе.

Источник:

Социальная адаптация детей

Под социальной адаптацией детей понимают специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе.

Если же речь идет о детях с психологическими травмами, сиротах и инвалидах, то необходимы специальные меры социальной адаптации и реабилитации, которые смогут обеспечить этим категориям детей не только вхождение в социум, но и реализацию их творческого и рабочего потенциала.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста

Достигнув возраста 3-4 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду – дошкольное учреждение.

Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов.

Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как:

  • Нарушение эмоционального состояния;
  • Ухудшение сна и аппетита;
  • Развитие страха перед дошкольным учреждением;
  • Повышение заболеваемости.

Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери.

Во многом течение социальной адаптации детей дошкольного возраста зависит от того, насколько морально и физически родители подготовили ребенка к предстоящим изменениям, а также от индивидуально-типологических особенностей ребенка – холерики и сангвиники адаптируются быстрее, чем флегматики и меланхолики.

Затрудняет социальную адаптацию детей к дошкольному учреждению наличие таких факторов, как:

  • Эмоциональная неадекватность;
  • Социальная некомпетентность;
  • Несоциализированная агрессия;
  • Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях;
  • Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам;
  • Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми.

Для облегчения социальной адаптации детей родители должны с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью.

Адаптироваться к детскому саду ребенку может помочь и воспитатель, который должен заранее изучить особенности своего нового подопечного и, согласовав свои действия с родителями ребенка, подобрать к нему индивидуальный подход. Благожелательная и уютная атмосфера, создаваемая воспитателями в группах, является тем необходимым условием, которое помогает детям легко адаптироваться к новому месту.

В целом, социальная адаптация является сложным процессом как для здорового ребенка, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья.

От целенаправленности и слаженности деятельности взрослых, направленных на социальную адаптацию детей, зависит будущее подрастающего поколения.

с по теме статьи:

Источник:

Правила социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация ребенка представляет собой специально организованную непрерывную образовательную процедуру привыкания к сосуществованию с окружающим миром посредством усвоения основных правил и норм поведения в обществе.

Если речь идет о ребенке, получившем психологическую травму, а также о сироте или инвалиде, то дополнительно требуется соответствующая реабилитация, направленная на выработку нормального поведения в социуме и на воплощение в жизнь различных идей (рабочего или творческого характера).

Определение понятий

В социальном смысле дети-инвалиды – это наиболее проблемная категория, т.к. их возможности привыкнуть и приспособиться весьма ограничены.

Можно выделить следующие причины трудной адаптации:

  • нарушения в психологической и физической частях здоровья;
  • недостаток социального опыта;
  • неблагоприятный семейно-экономический фон.

Статистика говорит о том, что число детей-инвалидов составляет 3% от общего количества малышей в мире и это значение стабильно увеличивается, т.е. требуется разработка эффективных мер для социального приспособления данной группы населения.

Повысить качество жизни ребенка, ограниченного в возможностях, можно путем предоставления ему шанса участвовать в общественной жизни в соответствии с возрастом.

Благодаря успешной социальной адаптации дети быстро приспосабливаются к условиям жизни, восстанавливают свою социальную значимость и т.д.

Законодательный аспект вопроса

Федеральный закон № 181-ФЗ, датированный 1995 г., гласит о том, что семья – это важнейший институт социализации детей с ограниченными возможностями.

Источник:

Проблемы адаптации детей-инвалидов в обществе

Наверняка, путешествуя по Европе или Америке, многие замечают сравнительно большое количество инвалидов, которые, не чувствуя себя ущемленными, посещают магазины и кафе.

Кажется, что там на них никто не обращает особого внимания, в то время, как увидеть инвалида на наших улицах – редкое явление. Значит ли это, что в нашей стране инвалидов меньше? Вовсе нет.

Источник: https://avtorsvoejzhizni.ru/drugoe/sotsialnaya-adaptatsiya-detej-invalidov-problemy-diagnostika.html

Адаптация детей-инвалидов в семье

Социальная адаптация детей инвалидов

Введение

Проблема адаптации детей инвалидов в семье

Формы работы с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов

Виды помощи детям -инвалидам и семьям, воспитывающим детей-инвалидов

Решение проблемы адаптации детей – инвалидов в Челябинской области

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Одним из приоритетных направлений в социальной политике является решение проблем, связанных с реабилитацией и социальной адаптацией 26,5 детей-инвалидов.

Причем, эти вопросы рассматриваются комплексно, с участием комитетов социальной защиты населения города, здравоохранения, образования, семьи и молодежи, физкультуры и спорта, культуры.

В формировании направлений деятельности, форм и методов работы с детьми-инвалидами принимают активное участие депутаты городской Думы, общественные организации города.

Для оказания медицинской помощи детям-инвалидам развернута сеть лечебно-профилактических учреждений, оснащенных необходимым современным лечебно-диагностическим оборудованием: многопрофильные и специализированные детские больницы, отделения восстановительного лечения детских городских поликлиник, центры восстановительного лечения, дома ребенка, санатории.

Проблема адаптации детей инвалидов в семье

Проблема социальной адаптации детей инвалидов очевидна и актуальна на данном этапе развития нашего общества по нескольким причинам. Именно в последнее время государство сняло покров таинственности с “запретной” темы тяжелого положения семей, имеющих детей-инвалидов. Кроме того, инвалидность – это проблема не одного человека и даже не части общества, это проблема всего общества в целом.

В Российской Федерации в органах социальной защиты на учете состоит 300 тысяч инвалидов (1% от детской популяции).

Истинная распространенность детской инвалидности, естественно, значительно больше (около 1 миллиона), т.к.

в это число не входят дети-инвалиды, не прошедшие экспертизу, но де-факто являющиеся инвалидами, не имеющие статуса инвалида из-за несовершенных критериев инвалидности и т.д.

Существует потребность общества в вовлечении инвалидов в систему общественных отношений, в том числе и производственных, профессиональных, позволяющих сделать инвалида полноправным членом общества.

Здесь существует задача социальной адаптации, начиная с самого раннего периода развития ребенка инвалида, т.к. не секрет, что дети инвалиды испытывают проблемы, связанные с общением со сверстниками, школьной дезадаптацией по причине частого непосещения занятий по болезни, изоляции от общества, в силу своих физических и психических особенностей.

Главное в работе с этой категорией детей помочь их социальной адаптации, сформировать у детей положительное отношение к жизни, обществу, труду, деятельности. Поэтому важным здесь является привитие навыков хозяйственно-бытового труда, социально-бытовая ориентировка и профессиональная ориентация.

В построении занятий с детьми-инвалидами необходимо учитывать дидактические принципы: практической направленности обучения, расширения социальных связей, комплексности, развития и деятельности.

Это обучение, когда задействованы все органы чувств ребенка, когда содержание обучения всемерно содействует выявлению возможной подготовки детей доступным видам для них труда, помогает приспособиться к действительности.

Социальная адаптация в общественной жизни выступает одновременно как процесс, результат и как социальная технология. Как процесс означает приспособление личности (социальной группы), попавшей в трудную жизненную ситуацию, к среде жизнедеятельности.

“Социальная адаптация – сложный и многоуровневый процесс, который осуществляется в различных сферах деятельности человека и общества. Различают профессиональный, социально-организационный, социально-ролевой, социально-психологический уровни адаптации.

Характер взаимодействия среды и личности (пассивное приспособление или взаимная встречная активность индивида) определяется различными факторами. Важнейший из них – личностное начало, способность субъекта к деятельностной самооценке и оценке объективных условий (социальной среды).

По этому критерию выделяются типы личности: высокоадаптированный, среднеадаптированный, низкоадаптированный, дезадаптированный. По своим результатам социальная адаптация подразделяется на нормальную и девиантную (отклоняющуюся)…”

Процесс социальной адаптации начинается с установления личностью или группой того факта, что усвоенные в предыдущей деятельности поведенческие образцы не способствуют достижению успеха, и необходимо перестраивать свое поведение в соответствии с требованиями новой социальной среды. В ходе этой перестройки личность выступает как активное начало, она и усваивает, и изменяет социальную среду.

Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса адаптации. Принято выделять 4 степени адаптированности личности в новой социальной среде:

1) начальная стадия – когда индивид знает, как он должен вести себя в новой среде, но в своем сознании не признает ценностей новой среды и где может их отвергает, придерживаясь прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости – индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация – признание и принятие индивидом основных ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида новой средой;

4) ассимиляция – полное совпадение систем ценностей индивида и среды.

Существуют объективные и субъективные критерии адаптированности. Объективные – степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной среде. Субъективные – удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.

Формы работы с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов

1. Тематические экскурсии

2. Семейные вечера отдыха

3. Дискотеки

4. Конкурсы, викторины, беспроигрышные лотереи в развлекательных программах

5. Проведение конкурсов на лучшую мамину выпечку

6. Концерты детей-инвалидов

7. Праздники, посвященные 16-летию детей-инвалидов с вручением памятных подарков, праздничным обедом и развлекательной программой

8. Организация и поддержка обществ семей, воспитывающих детей-инвалидов

9. Установление взаимодействия обществ семей, воспитывающих детей-инвалидов с благотворительными фондами и обществами

10. Организация в рамках спартакиад (зимняя и летняя), соревнований по настольному теннису, мини-футболу, шашкам, шахматам и др.

11. Организация выставок творческих работ детей-инвалидов

12. Праздники первоклассника

13. Благотворительные экологические праздники с участием журналов “Свирель” и “Лазурь”

14. Творческие встречи с писателями и артистами

15. Организация театрализованных представлений, в т.ч. спектаклей с участием детей-инвалидов

16. Разрабатываются и выполняются программы социальной реабилитации детей-инвалидов

17. Созданы и обновляются районные банки данных по детям-инвалидам

Виды помощи детям -инвалидам и семьям, воспитывающим детей-инвалидов

1. Профессиональная ориентация и подготовка.

2. Трудоустройство детей-инвалидов и их родителей.

3. Проведение отдыха и оздоровления детей-инвалидов .

4. Приобретение средств передвижения.

5. Адресная материальная (продовольственная, вещевая, денежная) помощь.

6. Улучшение жилищных условий.

7. Создание структур (кружков, секций), работающих по месту жительства с детьми-инвалидами.

8. Медико-социально-психологическая помощь (бесплатно).

9. Юридические консультации (бесплатно).

10. Приобретение тест-полосок к глюкометрам для детей-инвалидов, заболевших сахарным диабетом.

11. Обслуживание в отделениях помощи семье и детям при ЦСО.

12. Выделение денежных средств для приобретения лекарств.

13. Обеспечение бесплатными билетами на аттракционы, в театры и т.п.

14. Строительство пандусов и поручней возле аптек, поликлиник.

15. Благотворительные обеды в ресторанах “Макдональдс” с развлекательной программой.

Решение проблемы адаптации детей – инвалидов в Челябинской области

ЧОЦСЗ “Семья” совместно с ЧелГУ – Региональным центром образования инвалидов осуществляет “Программу социальной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Челябинской области”. Данная программа предусматривает кроме медико-социальной реабилитации и социальную адаптацию детей инвалидов в возрасте от 6 до 15 лет, находящихся в стационарном отделении ЧОЦСЗ “Семья”.

Одной из важнейших задач психолого-педагогической службы отделения социальной адаптации Центра “Семья” является выявление детей, отставших от сверстников, для оказания им своевременной помощи, предупреждения неуспеваемости, задержек в развитии. Оно диктуется необходимостью создания адекватных условий обучения и воспитания, поиском средств для преодоления ими трудностей в поведении и взаимоотношениях со средой.

Новизна проводимой работы в Центре заключается в своевременной психологической диагностике личности ребенка-инвалида, а затем последовательном наблюдении за поведением и склонностями ребенка в период его развития, личностно-ориентированном подходе, социальном патронаже с целью последующей интеграции ребенка в систему общественных отношений посредством получения образования в специализированных учреждениях.

Предполагается диагностика личностных, интеллектуальных и поведенческих особенностей и склонностей к определенным видам деятельности ребенка-инвалида с последующим наблюдением в среде обитания с помощью социального патронажа.

Организации, таким образом, помощи в развитии и дальнейшем выборе жизненного пути, выборе профессии и учебного заведения.

С этой целью предполагается сотрудничество с Региональным центром обучения инвалидов при факультете доступности образования ЧелГУ и другими образовательными учреждениями, занимающимися образованием данной категории населения.

Источник: https://mirznanii.com/a/196973/adaptatsiya-detey-invalidov-v-seme

Правила социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация детей инвалидов

Социальная адаптация ребенка представляет собой специально организованную непрерывную образовательную процедуру привыкания к сосуществованию с окружающим миром посредством усвоения основных правил и норм поведения в обществе.

Если речь идет о ребенке, получившем психологическую травму, а также о сироте или инвалиде, то дополнительно требуется соответствующая реабилитация, направленная на выработку нормального поведения в социуме и на воплощение в жизнь различных идей (рабочего или творческого характера).

Перечень государственных программ

Современный мир проявляет огромный интерес к пескографии, наблюдается применение многочисленных методик и разработка специальных программ.

Песочная терапия позволяет скорректировать эмоционально-волевую и социальную сферы детей-дошкольников.

Программа «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» базируется на гармоничном развитии детей. Внимание уделяется: психомоторным, художественным и интеллектуальным возможностям в зависимости от возраста и состояния здоровья.

Самым доступным видом художественного творчества является лепка из различного доступного материала. Занятия прививают интерес к эстетическому воспитанию, формируют художественное восприятие, учат видеть и понимать красоту окружающего мира.

Для работы можно использовать разнообразные материалы, но наиболее экологически чистыми и безвредными считаются грязь и соленое тесто.

Занятия ведут к:

  • улучшению сенсорной чувствительности;
  • развитию воображения и пространственного мышления;
  • синхронизации работы рук в паре;
  • улучшению психологического здоровья;
  • умению планировать, достигать поставленных целей и т.д.

Проблемы

Проблема включения человека, ограниченного в психологическом или физиологическом смысле, в реальный мир занимает одно из первых мест по актуальности. Обучение и воспитание детей с нарушенными интеллектуальными возможностями необходимо для оптимального развития потенциально заложенных талантов, а также для подготовки и включения в общество в качестве полноценного его участника.

Социальная адаптация детей с умственной отсталостью проходит с каждым годом все труднее, хотя цели и задачи учитываются при составлении коррекционной программы.

Дети с таким диагнозом, как инвалидность, особенно остро ощущают снижение уровня государственной помощи, что может приводить к необратимым процессам негативного характера и требует незамедлительных действий.

Ребенок, желающий побыть в одиночестве или отдохнуть от общества, может без спроса покинуть родной дом, стать частым посетителем чердаков или подвалов, а также убежать из учебного заведения. Пребывание в укромном месте без присмотра взрослых, может привести к безрассудному или непредвиденному поступку.

Коррекционные и реабилитационные программы направлены на воспитание симпатии в отношении окружающих детей и взрослых, а также на формирование привычек, позволяющих в дальнейшем позаботиться о себе и близких. От взрослого потребуется много терпения и спокойствия. Малыш должен быть уверен, что у него есть серьезная поддержка и понимание в виде родного взрослого человека.

О работе одного из реабилитационных учреждений в Республике Башкортостан смотрите в следующем видеосюжете:

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://posobie-help.ru/subsidii/lgoty-invalidam/socialnaja-adaptacija-detej.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.