+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Психология межличностных отношений

Содержание

Межличностное общение

Психология межличностных отношений

Межличностное общение – это взаимодействие индивида с другими индивидами. Межличностное общение отмечается неизбежностью, а также закономерностью возникновения в различных реальных группах. Межличностные субъективные отношения выступают отражением общения между членами одной группы, которые служат предметом изучения для социальной психологии.

Основной целью исследования межличностного взаимодействия или взаимодействия внутри группы выступает углубленное изучение разнообразных социальных факторов, различных взаимодействий индивидов, входящих в эту группу.

Если не будет контакта между людьми, то человеческая общность не сможет осуществлять совместную полноценную деятельность, поскольку не будет между ними достигнуто должного взаимопонимания.

Например, чтобы учитель смог обучить учеников, то для начала ему необходимо вступить в общение.

Межличностные отношения и общение

Общение выступает многоплановым процессом развития контактов между индивидами, которые порождаются потребностями совместной деятельности. Рассмотрим общение в системе межличностных отношений, а также взаимодействия индивидов. Определим место общения в структуре межличностного взаимодействия, а также взаимодействия индивидов.

При межличностном взаимодействии рассматриваются три основные задачи: первое, межличностное восприятие; второе, понимание человека; третье, формирование межличностных отношений, а также оказание психологического воздействия. Понятие «восприятие человека человеком» является недостаточным для окончательного познания людей.

В дальнейшем к нему добавляется понятие, как «понимание человека», что включает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов.

Эффективность восприятия напрямую связана со свойством личности (социально-психологической наблюдательностью), которая позволит уловить в поведении индивида малозаметные, однако очень существенные для понимания особенности.

Особенности межличностного общения отмечаются в восприятии речи и зависят от состояния здоровья, возраста, пола, национальности, темперамента, установок, опыта общения, личностных и профессиональных особенностей. С возрастом у человека дифференцируются эмоциональные состояния, индивид начинает воспринимать окружающий мир через призму личного национального образа жизни.

Эффективнее и успешнее определяют разнообразные психические состояния, а также межличностные отношения индивиды с высоким уровнем социального интеллекта, а объектом познания при этом выступает как социальный, так и физический облик человека.

Первоначально восприятие человека фиксируется на физическом облике, к которому причисляют функциональные, физиологические, паралингвистические характеристики. К физиологическим характеристикам относят потоотделение, дыхание, кровообращение.

К функциональным особенностям относят позу, осанку, походку, невербальные особенности общения (мимика, телодвижения, жесты). Однозначно эмоции просто дифференцировать, а невыраженные и смешанные психические состояния гораздо труднее распознать.

Социальный облик включает социальное оформление внешности (одежда человека, обувь, аксессуары), паралингвистические, речевые, проксемические и деятельностные характеристики.

К проксемическим особенностям относят состояние между общающимися, а также их взаимное расположение. К экстралингвистическим особенностям речи относят своеобразие голоса, высоту, тембр. При восприятии индивида, социальные особенности в сравнении с физическим обликом выступают наиболее информативными.

Процесс познания индивида состоит из механизмов, искажающих представления о воспринимаемом человеке. Механизмы, искажающие образ воспринимаемого, ограничивают возможность для объективного познания людей.

Значимыми из них являются механизмы первичности или новизны, которые сводятся к тому, что первое впечатление о воспринимаемом, влияет на следующее формирование образа познаваемого объекта.

При восприятии индивида, а также его понимания, субъект выбирает неосознанно различные механизмы межличностного познания. Основным механизмом является соотнесение (интерпретация) личностного опыта познания людей с восприятием данного индивида.

Идентификация в межличностном познании предстает отождествлением с другим индивидом. Также субъект применяет механизм каузальной атрибуции, когда происходит приписывание воспринимаемому объекту определенных причин и мотивов, объясняющих его особенности и поступки. Механизм рефлексии другого индивида в межличностном познании отмечается осознанием субъекта, как он воспринимается объектом.

Межличностное понимание и восприятие объекта осуществляется при достаточно строгом порядке функционирования механизмов межличностного познания, а именно от простых к сложным.

В процессе межличностного познания субъект учитывает всю поступающую к нему информацию, которая говорит об изменении состояния партнера при общении. К условиям восприятия индивида относятся время, ситуации, место общения.

Уменьшение времени в момент восприятия объекта понижает возможность воспринимающего получить о нем достаточную информацию. При тесном и длительном контакте у оценивающих отмечаются фаворитизм и снисходительность.

Межличностные отношения выступают составной частью взаимодействия, а также рассматриваются в его контексте.

Психология межличностных отношений — это переживаемые, осознаваемые в разной степени взаимосвязи между индивидами. В основе их лежат различные эмоциональные состояния взаимодействующих индивидов, а также их психологические особенности. Иногда межличностные связи называют эмоциональными, экспрессивными.

Развитие межличностных отношений обусловлено возрастом, полом, национальностью и другими факторами. У женщин значительно меньше круг общения, чем у мужчин. Они нуждаются в межличностном общении для самораскрытия, для передачи другим личностной информации о себе. Также женщины жалуются чаще на одиночество.

Для них наиболее значимы особенности, которые отмечаются в межличностных отношениях, а мужчинам важны деловые качества.

Межличностные отношения в динамике развиваются по такой схеме: они зарождаются, закрепляются, а также достигают определенной зрелости, далее они способны постепенно ослабляться.

Динамика развития межличностных отношений состоит из следующих этапов: знакомство, товарищеские, приятельские и дружеские отношения. Механизмом развития в межличностных отношениях выступает эмпатия, которая является откликом одной личности на переживания другой.

По сравнению с сельской местностью, в городских условиях, межличностные контакты наиболее многочисленны, быстро заводятся и быстро прерываются.

Психология межличностного общения

Общение выступает одним из центральных в психологической науке и стоит наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения».

Межличностное общение в психологии — это процесс взаимодействия, направленный на взаимное установление, познание, развитие взаимоотношений, а также предполагающий взаимовлияние на состояния, поведение, взгляды, регуляцию совместной деятельности всех участников процесса. В социальной психологии за последние 25 лет исследование проблемы общения получило одно из центральных направлений изучения в психологической науке.

Под общением в психологии понимается реальность человеческих отношений, предполагающая разнообразные формы совместной деятельности индивидов.

Общение не выступает только предметом психологического исследования, и одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи есть идея единства деятельности и общения. Но характер этой связи по-разному понимается.

Иногда общение и деятельность рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других же случаях общение воспринимается как элемент различной деятельности, а деятельность рассматривается как условие общения.

Также общение интерпретируется как особый вид деятельности. В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностью, представлениями, чувствами, идеями, развивается и проявляется система отношений «субъект-субъект(ы)».

Проблемы межличностного общения зачастую отмечаются в мотивационных, а также операциональных затруднениях, которые соотносятся с двумя сторонами общения — интерактивной и коммуникативной. Проблемы проявляются в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах.

Для них характерно отсутствие стремления понять собеседника, особенностей его личности, внутреннего состояния, интересов.

Проблемы межличностного общения могут отмечаться в следующем: извлечение выгоды от собеседника с применением лести, запугивания, обмана, пускания пыли в глаза, демонстрации заботы и доброты.

Межличностное общение в молодежной среде

Подростковый и юношеский возраст — это критический период в процессе межличностной эволюции. С 14 лет идет формирование межличностных отношений, в которых разную роль играют отношение к субъектам действительности: к пожилым людям, к родителям, к одногруппникам, к преподавателям, к друзьям, к собственной личности, к представителям другой религии и национальности, к больным и наркоманам.

Психологический мир подростка зачастую обращен к внутренней жизни, молодой человек часто задумчив, фантазирует. Этот же период отмечается нетерпимостью, раздражительностью, склонностью к агрессии.

К 16 годам наступает этап самопознания и самоутверждения, что отмечается в повышенной наблюдательности. Постепенно у молодых людей степень неприемлемого, а также непринимаемого принимает тенденцию к увеличению.

Это происходит от того, что молодежь становится очень критичной в отношении реальности.

Проблемы межличностного общения в молодежной среде проявляются в виде конфликтов среди студентов, которые дестабилизируют эмоциональный фон в коллективе, в группе.

Зачастую конфликты, ссоры в молодежной среде происходят из-за неумения или из-за отсутствия сострадания и нежелания уважать окружающих. Нередко протесты происходят из-за отсутствия степени воспитанности, а также нарушения культуры поведения.

Зачастую протест носит адресный характер, т.е. направлен против виновника конфликтной ситуации. Как только конфликт разрешается, молодой человек успокаивается.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, взрослым рекомендуется придерживаться спокойного, вежливого тона в общении. Следует отказаться от категорических суждений в адрес подростка, особенно это касается вопросов моды и музыки.

Взрослым необходимо стараться идти на компромисс, уступать в споре, избегая синдрома красной тряпки. Особенно болезненно, если скандал будут наблюдать друзья или сверстники молодого человека,  поэтому взрослым следует уступать и не язвить, ведь только добрые отношения способствуют налаживанию отношений.

Культура межличностного общения

Развитие культуры общения включает развитие умений и способностей правильно воспринимать окружающих, в общем виде уметь определить характер человека, его внутреннее состояние и настроение в конкретной ситуации при взаимодействии.

И уже из этого подобрать адекватный стиль, а также тон общения.

Поскольку одни и те же слова, жесты, могут быть уместны в разговоре со спокойным и доброжелательным человеком и способны спровоцировать нежелательную реакцию у собеседника возбужденного.

Культура межличностного общения предполагает развитие культуры общения, которая опирается на развитие речи, психических свойств, специфические социальные установки, особенности мышления. Высока потребность в глубоком эмоциональном, а также содержательном общении.

Эта потребность удовлетворяется, когда личности присуща эмпатия, под которой понимается способность эмоционально отзываться на переживания других людей, а также понимать их переживания, чувства, мысли, проникать в их внутренний мир, сопереживать, а также сочувствовать им.

Культура межличностного общения опирается на открытость, нестандартность плана действий, гибкость. Очень важно владеть большим запасом слов, образностью и правильностью речи, точно воспринимать устные слова, а также точную передачу идей партнеров, уметь корректно ставить вопросы; точно формулировать ответы на вопросы.

Источник: https://psihomed.com/mezhlichnostnoe-obshhenie/

Межличностные отношения: психология на все случаи жизни

Психология межличностных отношений

Ни вы, ни я не живем в лесу (а как иногда хочется!). Каждый день нам надо общаться с родными, друзьями, знакомыми, коллегами, начальством. С незнакомыми людьми, предоставляющими нужные нам услуги, клиентами и пациентами – и так далее. Нюансы межличностных отношений с некоторыми из них нас вдохновляют, но чаще все же выматывают.

Как оставаться собой, не скатываясь в человеконенавистнические мысли? Как жить рядом с людьми, если они совсем на вас не похожи? Как перестать страдать от их выходок, обид, непонимания?

Изучать межличностные отношения. Точнее, психологию. И использовать эти знания в ежедневной жизни, ограждая себя от стрессов, обид и даже конфликтов.

Виды межличностных отношений: проблемы в паре

В зависимости от того, с кем мы находимся рядом, наше общение выглядит по-разному. Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает возможность понимать друг друга без длительного штудирования сотен томов по психологической литературе.

Взаимодействовать с близкими людьми нам приходится чаще всего, и так хочется, чтобы в отношениях с ними отсутствовали конфликты и размолвки.

Понимать психологию межличностных отношений в паре – значит уметь сглаживать острые углы, нейтрализовать вспышки злости или раздражения, предупреждать появление обид – ваших или на вас.

Это значит видеть истинные причины поступков дорогого вам человека, а не выдумывать свои «версии», приписываемые другим. Это значит стараться улучшить (и знать, как это сделать) ваши отношения.

Возьмем для примера простую, но весьма распространенную ситуацию.

Дано: жена, терроризирующая мужа тем, что он мало зарабатывает; муж, который не может бросить свой завод, на котором проработал триста лет, и идти «спекулировать» ширпотребом на рынок.

Решение задачи при помощи системно-векторной психологии Юрия Бурлана: диагностика межличностных отношений как отношения между кожной женой и анальным мужем, упрямо не понимающих друг друга.

Рекомендации жене: понять, что муж при всем своем желании не сможет с прибылью и удовольствием торговать на рынке (потому что он – другой, с анальным вектором, и его природная задача – не охота за золотым тельцом, а спокойная размеренная жизнь в тылу родного завода, где он может реализовать свои умения). Перестать его пилить и доводить до инфаркта.

Рекомендации мужу: понять, что его непоседливая женушка – не алчная особа, которую волнуют только деньги (впрочем, они ее действительно волнуют), а женщина с кожным вектором, которая никогда не сможет стать такой же усидчивой, скрупулезной и основательной, как он. И торговля – как раз ее стихия.

Все это, конечно, лишь некоторые штрихи и особенности межличностных отношений внутри семьи, тогда как весь объем открывается на тренингах, а также после – в результате осмысления и отработки знаний на практике.

Межличностные отношения подростков

Изучаются в системно-векторной психологии и другие виды межличностных отношений: в коллективе, между поколениями, отношения детей с родителями и друг с другом.

Точнее, рассматриваются все уровни взаимодействия людей на базе характеристики векторов – их свойства и проявления от самого рождения до взрослого возраста, сценарии развития и поведения с людьми с таким же или отличным векторным набором.

В результате вырисовывается четкая картинка о том, как, например, могут себя вести разные дети в своем детском коллективе, как им помогать адаптироваться к садику, школе, взрослому обществу – и так далее.

Рассмотрим типичную картину межличностных отношений подростков.

Дано: есть группа подростков, объединенная некими общими интересами (или объединенная в виде обычного класса); и есть подросток, которого не сговариваясь все высмеивают, травят, всячески над ним издеваются и не принимают в свою «стаю» – якобы за то, что он слишком женоподобный, чувственный, не способный обидеть и мухи.

Решение: ответственность за такие ситуации лежит на взрослых, так как дети действуют архетипично, проявляя звериные повадки. Психология детских отношений в коллективе – отдельная наука, которую обязательно нужно усвоить всем родителям и педагогам, особенно если есть такие неразрешимые, на первый взгляд, проблемы.

Почему дети травят этого ребенка? Присмотритесь: возможно, перед вами особенный кожно-зрительный мальчик. С древних времен он был гоним, ему не давали шанса выжить, он и сегодня не имеет своей видовой роли, а дети это чувствуют. Преследуют его, как это делали их предки, обижают и не принимают в свою детскую стаю.

Что с этим делать? Бесполезно наказывать детей, стыдить или на всю школу устраивать разбор полетов – их межличностные отношения в коллективе лучше не станут, а вот белой вороне после наказания обидчиков может быть только хуже.

Развитием кожно-зрительного мальчика должны заниматься родители – и развивать его так, чтобы его «странности» остальными детьми прощались за какие-то особенные навыки, вызывающие доверие.

Например, за умение играть и петь под гитару (но не слезливые баллады, а популярные в подростковой группе песни).

Стенка на стенку: межличностные отношения в группе

Психология межличностных отношений в коллективе в каком-то смысле проще, а в каком-то и сложнее. С одной стороны, обладая системным знанием, становится легче понимать настоящие причины тех или иных поступков ваших коллег и начальства.

С другой, здесь вы уже не можете повлиять на их внутреннее состояние, что реально сделать в отношении еще не выросших собственных детей.

Единственное, что вам доступно – научиться общаться с конкретным человеком на его языке, что очень облегчает общение, делает его и вашу работу эффективнее.

Обратимся к очередному примеру.

Дано: две сотрудницы, которые отчего-то не могут найти общий язык. Одна из них – высокоинтеллектуальный сноб, в жизни ее интересуют только художественные выставки и кино в стиле арт-хаус.

Вторая – простая эмоциональная девочка, которая громко выражает восторги по поводу того или иного платья в новом женском журнале.

Им не о чем друг с другом говорить, и их взаимная неприязнь растет с каждым днем.

Как мы помним из психологии межличностных отношений, это нарастающее напряжение можно снять, изменив свое отношение к другому человеку – не судить его через себя, а попробовать говорить с ним на его языке.

Решение: обе девушки – обладательницы зрительного вектора. Только у той, что страдает снобизмом, он более развит на уровне интеллекта, а у второй «застрял» на страницах женского журнала.

Они не понимают друг друга, хотя есть для этого все предпосылки; межличностные отношения в группе накаляются, неприязнь растет.

Осознав свой снобизм и причины неприязни, девушка, интересующаяся выставками, может легко «спуститься» к уровню эмоциональной особы с широко распахнутыми глазами – и у них есть все шансы начать общаться без малейшего напряжения, со смехом вспоминая свои прежние отношения.

[gn_note color=»#FFFFCC»]
  • Подробнее о разных состояниях зрительного вектора читайте здесь
[/gn_note]

Это лишь несколько простых примеров психологии общения и межличностных отношений в разных группах людей – в семье, детской среде, коллективе.

И везде для успешной коммуникации действуют одни и те же правила: понимая бессознательные мотивы и схемы взаимодействия между людьми с разными векторами, понимая законы природной иерархии в обществе, вступать в любые отношения с другими людьми становится легко и просто.

Любовь двоих, будничные межличностные отношения, психология малых групп и огромных обществ – везде можно применить знания, полученные на тренинге Юрия Бурлана.

[gn_note color=»#D2EFD1″]
  • Все еще сомневаетесь? Тогда читайте мой блог: каждую неделю я разбираю самые разные ситуации, с которыми все мы сталкиваемся в ежедневной жизни, с точки зрения системного психоанализа. Читайте и убеждайтесь в действенности методики, узнавая в этих ситуациях себя и своих знакомых.
[/gn_note]

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

[adrotate banner=»2″]

Системно-векторная психология Юрия Бурлана

Источник: http://svpsychology.ru/mezhlichnostnye-otnosheniya/

Межличностные отношения. Психология межличностных отношений

Психология межличностных отношений

Будучи существом социальным, человек сотнями нитей связан с другими людьми. Межличностные отношения – это даже не важная часть его жизни, это сама жизнь.

Порой от характера и качества этих отношений зависит не только наше настроение, работоспособность, психическое состояние, но и физическое здоровье.

Что же такое межличностные отношения, от чего зависит их характер, и как они формируются, мы с вами сейчас и разберемся.

Типы отношений в обществе: социальные и межличностные

В многочисленных статьях на сайтах интернета под межличностными отношениями, как правило, понимаются любые отношения между людьми, в том числе профессиональные.

Однако признанные специалисты в области социальной психологии, как отечественные (Г. М. Андреева, В. Н. Дружинин, Н. Н. Обозов, Е. В. Андриенко и др.), так и зарубежные (Т. Шибутани, Дж. Морено, Э. Берн и др.) придерживаются иной позиции.

Мне она кажется более правильной. Суть этой точки зрения в следующем.

Все разнообразие человеческих отношений можно разделить на две большие группы: социальные и межличностные, и они принципиально отличаются друг от друга.

Социальные отношения

Они носят ролевой характер и складываются между социальными ролями, а не между конкретными личностями, наделенными индивидуальными характеристиками и особенностями эмоциональной сферы. Роль – это функциональная единица общества, и она безличностна.

То есть совокупность поведенческих паттернов роли никак не связана с конкретной личностью. Роль человек примеряет на себя, как костюм. Например, в трудовом коллективе могут быть такие роли: директор, замдиректора, менеджер по продажам, секретарь, системный администратор и т. д.

И отношения между ними определяются должностными обязанностями и стереотипами ролевого поведения.

В семье тоже есть свои роли: мать отец, муж, жена, дочь, сын, брат и т. д. У каждой роли свой социально заданный шаблон поведения, свои функции, права и обязанности. Они связаны с целями и задачами социальной группы, а не с личными качествами отдельных ее членов.

Поэтому социальные отношения тоже не связаны с личностями как уникальными и неповторимыми индивидами, ведь содержание социальной роли не меняется в зависимости от того, кто эту роль играет. Разве что яркая индивидуальность окрашивает роль, но не меняет ее.

Межличностные отношения

Иное дело межличностные отношения, которые складываются между личностями, поэтому отличаются рядом особенностей:

  • В основе их чувства и эмоциональные оценки партнерами друг друга.
  • Личности в них выступают как неповторимые индивидуальности со своими уникальными особенностями характера и эмоциональной сферы.
  • Межличностные отношения формируются постепенно в процессе взаимодействия людей.
  • Они динамичны и могут меняться с течением времени даже на совершенно противоположные.

Человек может выступать одновременно субъектом и ролевых, и межличностных отношений, причем с одними и теми же партнерами. Это делает систему социальных взаимодействий необычайно сложной и интересной.

Две стороны межличностных отношений

Если социальные отношения стабильны в рамках одного сообщества или совокупности ролей, то межличностные отношения подвижны и аморфны. Они долго формируются, могут быть устойчивыми, а могут быстро измениться. Знаете, как бывает в женском коллективе? Сегодня мы с тобой лучшие подруги, а завтра ты пришла в таком же платье, как я – и враги навек.

И главное, межличностные отношения очень индивидуальны. Нет двух пар людей, у которых были бы одинаковые отношения. Поэтому, как говорят психологи, нет единых для всех рецептов правильного выстраивания этих отношений. Но зависят они преимущественно от двух факторов: от характера взаимодействия и эмоциональных реакций.

Межличностные отношения как взаимодействие людей

Любые социальные связи – это прежде всего контакты, иначе они не могут возникнуть. Причем контакты не единовременные, а относительно постоянные. Особенно это касается межличностных отношений, которые являются результатом взаимодействия людей.

Они рождаются и развиваются в процессе общения, именно тогда партнеры узнают личные качества друг друга, черты характера, интересы, предпочтения и т. д. И начинают испытывать друг к другу симпатию или антипатию.

Любые достаточно продолжительные контакты обязательно приводят к возникновению того или иного отношения к партнеру.

Взаимодействие же поддерживает межличностные отношения. А если необходимость в совместной деятельности исчезает, так же как общие интересы и потребность друг в друге, то постепенно «умирают» и межличностные отношения.

Невозможно любить человека, если вас с ним ничто не связывает.

Поэтому если вы хотите сохранить позитивные отношения со своим партнером, поддерживайте взаимную заинтересованность и создайте основание для взаимодействия – общую цель деятельности.

То же можно сказать и о ненависти. Какую бы неприязнь ни испытывал один человек к другому, но если они нигде не пересекаются, то и чувства их быстро остынут, не говоря уже об отношениях. Невозможно долго ненавидеть человека, с которым у вас нет никаких контактов.

Эмоциональная сторона межличностных отношений

Как считает большинство ведущих социальных психологов, эмоциональная сторона является в межличностных отношениях основной. Более того, чаще всего этот тип отношений и возникает именно на основе чувств. Даже если процесс взаимодействия носит формальный, деловой характер, то через сравнительно непродолжительное время возникнет и эмоциональное отношение к партнеру.

Большую роль в эмоциональных отношениях играет эмпатия – эмоциональная реакция одного человека на переживания другого. На высшем уровне эмпатия предполагает не только понимание чувств партнера и сопереживание ему, но и стремление помочь, поддержать, взять часть груза на свои плечи.

От эмоциональной составляющей межличностных отношений зависит очень многое, в том числе и продуктивность совместной деятельности, и желание членов группы быть вместе. Совокупность эмоциональных отношений формирует психологический климат – особую атмосферу, которая является важнейшим условием существования человека в социуме.

Как доказали ученые, благоприятный психологический климат в профессиональной группе положительно влияет не только на качество совместной деятельности, но и на физическое здоровье людей. Представители такого коллектива редко болеют, им хорошо, комфортно друг с другом, и подсознание не стимулирует болезнь как причину, чтобы не ходить на работу.

В семье психологический климат складывается на основе взаимопонимания, доверия, эмоциональной привязанности и взаимной заботы. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье чувствуется даже посторонним человеком. В таком доме отдыхаешь душой и чувствуешь защищенность, даже если просто пришел в гости.

Качество психологического климата в коллективе можно определить с помощью тестов, но достаточно и того ощущения тепла и дружелюбия, которое можно почувствовать, попав в подобную группу. Сразу хочется стать частью этого дружного сообщества.

И напротив, взаимная неприязнь и отчуждение создают неблагоприятную психологическую атмосферу, которая гнетет, душит, вызывает чувство тревоги и желание держаться подальше от этой группы.

Виды и уровни межличностных отношений

Существует множество классификаций межличностных отношений, что связано не только с их разнообразием, но и с разными подходами. Кто-то за критерий берет уровень прагматизма, делая акцент на деловой стороне отношений, кого-то интересует степень формальности или паритета. Но, на мой взгляд, главным в классификации должен быть эмоциональный вектор.

Виды отношений

Эмоционально окрашенные отношения между людьми можно расположить на своеобразной оси координат: с одной стороны будут положительные, а с другой – отрицательные. Это и есть две основные группы.

Положительные или позитивные отношения

Они определяются уровнем взаимного притяжения людей. В эту группу входят следующие виды межличностных отношений:

  • привлекательность;
  • симпатия;
  • взаимная заинтересованность;
  • товарищеские отношения;
  • взаимная привязанность;
  • дружба;
  • любовь.

На начальном этапе своего развития эти отношения не всегда даже предполагают общность интересов и целей, а бывают основаны на какой-то совершенно иррациональной симпатии. Просто нравится этот человек, и хочется с ним почаще встречаться.

 Негативные отношения

Они складываются на основе неприятия каких-то личных черт, особенностей поведения или характера.

Иногда такая неприязнь со стороны кажется совершенно необоснованной, ведь она может сохраняться даже несмотря на отсутствие видимых причин.

Но чаще всего основания для неприязни имеются, и они обусловлены разнообразными противоречиями, возникающими в общении между этими людьми. В эту группу входят такие виды отношений:

  • антипатия;
  • недоверие;
  • неприязнь;
  • ненависть;
  • агрессия;
  • чувство мести.

Иногда наряду с этими двумя выделяют третью группу: нейтральные отношения. Но, на мой взгляд, это не совсем верно. Ведь если я никак к человеку не отношусь, то о каких отношениях может идти речь?

Другое дело, что межличностные отношения очень подвижны. Ведь говорят: «От любви до ненависти один шаг». Чем более сильные положительные эмоции мы испытываем к человеку, тем больше может оказаться разочарование, если он в чем-то не оправдал наших надежд, оказался не тем, кем виделся нам в начале отношений, предал нашу дружбу и т. д.

И еще один момент. Межличностные отношения не только подвижны, но и часто неоднозначны. В целом, испытывая к человеку симпатию, мы можем чувствовать неприязнь к каким-то его чертам или привычкам. Иногда даже бывает трудно определить, чего мы испытываем к партнеру больше: симпатии или раздражения.

Это связано с самим характером человеческих эмоций, которые, по сути своей, очень подвижны, изменчивы, неустойчивы. А также с тем, что на общение людей оказывает влияние множество самых разнообразных и неоднозначных факторов.

Уровни межличностных отношений

Степень вовлеченности человека во взаимодействие и различная глубина отношений определяют разные их уровни. Наиболее часто выделяют три уровня межличностных отношений:

  • Перцептивный. Это уровень восприятия и понимание партнерами друг друга, осознание индивидуальных черт, личностных особенностей, характеристик, в том числе внешних, расовых, национальных, гендерных и т. д. На перцептивном уровне отношения только зарождаются. Это этап узнавания партнерам друг друга, но и он предполагает определенную, пусть и поверхностную эмоциональную реакцию. А бывает, что люди начинают испытывать симпатию или неприязнь буквально с первой встречи.
  • Уровень взаимного притяжения или отталкивания. На этом этапе возникшее между людьми чувство симпатии заставляет их искать новых контактов, точек соприкосновения, взаимодействия. Продолжается узнавание на более глубоком уровне, можно образно сказать, что люди как бы пробуют друг друга «на вкус». Чувство неприязни, напротив, побуждает людей избегать друг друга, и если это не удается (например, на работе), то неприязнь усиливается и может перерасти в ненависть.
  • Интерактивный уровень. Эмоциональные реакции требуют постоянной подпитки, и это возможно только в условиях взаимодействия. Симпатизирующие друг другу люди начинают активно сотрудничать, ищут общие интересы и цели. А ненавидящие, но не имеющие возможности избегать контактов, тоже вступают во взаимодействие в виде конфликтов. Причем это деструктивные конфликты, так как они основаны на личной неприязни.

Практически все межличностные отношения проходят в своем развитии эти три уровня, и возникает закономерный вопрос: «А дальше что?» Ничего. То есть дальнейшее развитие межличностных отношений проблематично.

Во всяком случае, считается, что достигнув своего максимума на интерактивном уровне отношения, в лучшем случае на этом же этапе остаются. И то какое-то время. А затем неизбежно наступает спад уровня эмоциональности, накал чувств ослабевает.

Пылкая любовь-страсть переходит в привязанность или вообще в привычку. А лютая ненависть в обычную неприязнь.

Нередко люди, стремясь сохранить позитивные отношения на прежнем высоком уровне, прибегают к разным ухищрениям, пытаются оживить прежнюю любовь или обвиняют партнера в холодности. Но это может лишь ухудшить положение и привести к конфликтам.

Такая судьба межличностных отношений связана с особенностью эмоциональной сферы человека. Чем сильнее наши чувства, тем менее они продолжительны.

В противном случае наступит эмоциональное выгорание, и былая страстная любовь превратится не в тихую привязанность, а в ту самую ненависть, до которой «один шаг».

Поэтому берегите свои добрые отношения и не стремитесь вновь заставить полыхать огонь в тлеющем костре. Поверьте, привязанность и симпатия на всю жизнь значительно дороже быстротечной романтической страсти. Привязанность – менее сильное, поэтому более стабильное чувство.

Источник: https://psychologist.tips/3834-mezhlichnostnye-otnosheniya-psihologiya-mezhlichnostnyh-otnoshenij.html

Межличностные отношения

Психология межличностных отношений

В контексте психологии личность – это индивид, который выступает в роли субъекта отношений в социуме, а также в роли субъекта в собственной сознательной деятельности. Под личностью также понимается система свойств индивида, которая проявляется в деятельности человека.

По мнению Р. Кэттелла, личность – это понятие, которое характеризует поведение человека в той или иной ситуации.

Г. Олпорт считает, что «личность – это нечто, и она что-то делает. Личность – то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивида».

Замечание

Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.

Так, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.

Общение как никогда актуально в современном мире, так как увеличивается количество информации. Кроме того, стремительно растет число профессий по типу «человек-человек».

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

https://www.youtube.com/watch?v=44MbRfcpOz0

Определение 1

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Замечание 1

Межличностные отношения базируются на общении. Как известно, самой первой ведущей деятельностью индивида (младенческий возраст) является эмоционально-личностное общение.

Именно с помощью него идет стремительное развитие психики.

Общение проходит через все развитие ребенка, и в следующий раз появляется в виде ведущей деятельности в подростковом возрасте в качестве интимно-личностного общения.

Выделяют несколько этапов развития межличностных отношений.

  1. Знакомство. Данный этап связан с возникновением взаимного контакта и оцениванием индивидами друг друга.
  2. Приятельские отношения. Возникновение межличностных отношений и формирование базового уровня доверия.
  3. Товарищеские отношения. На данном этапе происходит сближение взглядов.

Выделяют несколько основных видов межличностных отношений:

  1. Производственные межличностные отношения.

  2. Бытовые межличностные отношения.

  3. Формальные межличностные отношения.

  4. Неформальные межличностные отношения.

Компоненты межличностных отношений

Межличностные отношения включают:

  1. восприятие и понимание людьми друг друга;

  2. межличностная привлекательность;

  3. взаимодействие и поведение.

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы:

• ощущения,

• восприятие,

• представление,

• память,

• мышление,

• воображение.

Характеристики взаимопонимания:

а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность;

в) эмпатия;

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Рисунок 1. Классификация межличностных отношений

Замечание 2

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Общение

Межличностные отношения базируются на общении. Структура общения состоит из трех, связанных друг с другом сторон:

  1. перцептивная сторона общения;

  2. коммуникативная сторона общения;

  3. интерактивная сторона общения.

Выделятся ряд основных функций общения.

  1. Информационная функция общения состоит в приеме и передачи информации.

  2. Контактная функция общения предполагает установление коннекции.

  3. Интерактивная функция общения предусматривает не только передачу информации между людьми и само их взаимодействие, но также и определенное влияние на других людей.

  4. Побудительная функция общения выступает как стимуляция активности.

  5. Координационная функция общения предполагает согласованность действий участников общения.

  6. Понимание как функция общения предполагает не только восприятие информации, но и ее сознательный анализ.

  7. Амотивная функция общения выступает способом стимулирования эмоциональны реакций собеседника; в целом, выступает как обмен эмоциями.

  8. Установление отношений как функция общения предполагает определение собственного социального статуса и социальной роли в конкретной ситуации.

  9. Манипулятивная функция общения выступает как средство изменения установок оппонента в целях удовлетворения собственных потребностей.

Основные виды общения

  1. Вербальная коммуникация. В вербальной коммуникации, как известно, главная роль принадлежит высказываниям, то есть речи. Так, данный вид коммуникации осуществляется с помощью знаковых систем.
  2. Невербальная коммуникация. Данный вид коммуникации также осуществляется при помощи знаковых систем, которыми здесь являются различные жесты, мимика и др.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/vvedenie_v_socialnuyu_psihologiyu/mezhlichnostnye_otnosheniya/

Общение и межличностные отношения – Психология жизни

Психология межличностных отношений

Психология общения с людьми — раздел психологии, направленный на изучение особенностей разных видов общения и выявления закономерностей и правил. Придерживаясь которых, каждый человек сможет пользоваться успехом у собеседников и избегать трудностей в процессе межличностного общения. Физиология лжи или как понять, что человек врёт?

Межличностное общение — это общение между двумя или более людьми, обусловленное обстоятельствами природной и социальной среды, а также личными мотивами, проявляющимися в соответствующих потребностях, интересах, целях и идеалах людей в общении.

В психологии общения различают межличностное общение между знакомыми (внутригрупповое общение) и не знакомыми между собой людьми.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Причем происходит это часто стихийно, в ходе накопления житейского опыта. Ежедневно человек вступает в ряд коммуникативных процессов, в  том числе и в межличностном общении.

Психология межличностных отношений: виды общения

В психологии общения выделяют три вида межличностных отношений: дружеское, деловое и интимное. А также межличностное общение между индивидом и группой (начальник и подчиненные, учитель и учащиеся) и между группами (спортивные команды и другие).

Выделяют также формальные и неформальные межличностные отношения, вторичные и первичные, рациональные и эмоциональные межличностные отношения.

В ходе межличностных отношений его участники обмениваются — не только своими физическими действиями, продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и эмоциями. Причины повышенной раздражительности

В психологии общения выделяют следующие способы общения:

  • вербальное общение в психологии общения — передача информации с помощью речи,
  • невербальное общение в психологии общения , с помощью мимики, жестов, интонации.

 Как стать идеальным собеседником?

В межличностных отношениях люди воспринимают не сухие факты, а непрерывный поток информации, переданной как вербальным, так и невербальным путем

Невербальное общение в межличностных отношениях

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическим состоянием и служит средством его выражения. Вербальное общение неотделимо от невербального как в межличностных отношениях так и в любом другом виде коммуникации. Способы невербального общения

Язык жестов, мимика и интонация очень часто ярче слов расскажет вам о том, что на самом деле чувствует ваш партнер, о чем думает, и что он имеет в виду.

Чувства и мысли человека легко разгадать по его позе, мимике и жестам, и это значительно облегчает задачу выбора правильной линии поведения в межличностных отношениях и принятии важных решений.

Психология общения и межличностные отношения

цель общения – это установление контакта с другими людьми для удовлетворения каких-либо потребностей и интересов в ходе совместной деятельности. И данная потребность считается базовой потребностью каждого человека. Потребности в браке. Как укрепить семью?

Развитие межличностных отношений возможно только при одном условии – если человек имеет способности устанавливать контакты с людьми, находить с ними общий язык.  Этому способствуют легкость и контактность, доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, а также отсутствие жесткой программы манипуляции и корысти.

Межличностные отношения в идеале стремятся к доверию, это включает в себя ожидание поддержки и уверенность, что партнер не предаст и не использует ситуацию во вред.  Про доверие в отношениях

Межличностные отношения могут приносить радость общения, делать жизнь эмоционально наполненной и дарить душевное равновесие. С другой стороны, они могут приносить разочарование и ввергать в депрессию.

То, насколько эффективно будет происходить развитие межличностных отношений у конкретного человека, зависит от его навыков эффективного общения, умения воспринимать людей без предубеждений, а также от психологической и эмоциональной зрелости.

Рекомендуемая литература для развития общения

1. Вилсон Гленн. «Язык жестов»2. Дейл Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей»3. Дейл Карнеги «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей»4. Вердербер Рудольф и Кейтлин «Психология общения»5.

Биркенбил В. «Язык интонации, мимики и жестов»6. Леви Владимир «Цвет судьбы»7. Аверьянов Л. Я. «Исскуство задавать вопросы»8. Поварнин С. И. «Искусство спора»9. Салем Марк «Как читать человека»10.

Пиз Аллан и Барбара «Язык разговора»

11. Егидес А. П. «Как научиться разбираться в людях»

Источник: http://psylive.com.ua/psikhologiya-obshheniya/psikhologiya-obshheniya-s-lyudmi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.