+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Как тренировать кратковременную память

Содержание

Как улучшить кратковременную память

Как тренировать кратковременную память

С каждым днем возрастает необходимость удерживать в своей голове большой объем важной информации. Возможности нашей памяти не ограничены, главное — уметь тренировать и поддерживать ее на необходимом уровне. Существуют два вида памяти — краткосрочная и долговременная.

Большинство людей привыкло заботиться о «прокачке» долговременной, совершенно забывая развить кратковременную память. Однако при правильном разделении занятий можно добиться потрясающих результатов от обоих видов памяти. Это пригодится в любом возрасте и роде деятельности.

Что такое кратковременная память: ее важность

Краткосрочную память можно сравнить с оперативной памятью компьютера — обе задействованы во множестве ежедневных процессов, а при выключении в конце рабочего дня данные стираются.

Она является инструментом для хранения оперативно поступающей информации в течение дня и способна сохранять одновременно 5-7 объектов — цифр, слов и пр. В отдельных случаях показатель снижается до 4 или увеличивается до 9 объектов.

Как правило, информация хранится короткий промежуток времени — до нескольких минут.

Краткосрочную память можно и нужно развивать, поскольку существует тесная связь с интеллектом: человек, тренирующий ее, является более развитым и в интеллектуальном плане.

Хотя такая память неустойчива и помогает разве что в обычных бытовых делах, серьезные проблемы с ней могут сильно мешать человеку в жизни.

От качества ее работы зависит оперативность обработки и анализа входящих данных, анализа ситуаций и принятия решений в течение дня.

Тренировку следует начинать с тестового задания. Традиционно для проверки используется упражнение на запоминание ряда чисел, результаты которого покажут исходные возможности мозга.

Конечный результат тренировок зависит не только от ежедневного выполнения специальных заданий и упражнений.

Чтобы получить максимальный результат от занятий, к развитию памяти необходимо подходить всесторонне и использовать разные способы.

Сон

Здоровый полноценный сон важен для человека в любом возрасте — он помогает организму восстанавливаться после тяжелого дня. Однако взрослые люди обычно вынужденно или сознательно пренебрегают этой частью жизни. При продолжительном нарушении режима сна организм начинает давать сбои:

  • Развивается хроническая усталость, которая не проходит даже после полноценного отдыха.
  • Снижается работоспособность мозга, возможности памяти заметно падают.
  • Появляется раздражительность, агрессия, бессонница и пр.

Чтобы увеличивать возможности своей памяти, в первую очередь необходимо отрегулировать режим сна и бодрствования. Мозг сможет эффективно учиться, если у него будет достаточно времени для отдыха.

Также рекомендуется установить четкие часы для отхода ко сну и подъема в соответствии с личными потребностями организма. Таким образом, мозг будет знать, когда ему следует просыпаться и работать.

Медитация

Большинство людей ассоциируют медитацию с занятиями йогой, но она сама по себе имеет важное значение для человеческого организма. Медитация позволяет полностью расслабить тело, очистить разум от ненужной информации, познать самого себя и свои скрытые возможности.

Тренировка кратковременной памяти пойдет намного продуктивнее, если перед этим очистить голову от лишних данных, которые мешают сосредоточиться на занятии. Именно медитация учит быстро и эффективно «чистить» разум. Кроме тренировок, такое умение помогает расслабиться перед сном и дает возможность организму за ночь восстановить потерянную энергию.

Силовые упражнения

Научно доказано, что занятия спортом напрямую влияют на возможности мозга. Силовые упражнения провоцируют выработку адреналина (повышает способность человека к реагированию) и эндорфинов (препятствуют развитию стресса). Благодаря постоянным занятиям в мозг поступает достаточное количество кислорода, что способствует полноценной работе клеток мозга.

Кроме этого, спорт поддерживает здоровую циркуляцию крови в голове и исключает ее застой, который значительно снижает способности памяти. Кровь приносит в мозг необходимые питательные вещества, витамины и микроэлементы. Таким образом, силовые упражнения позволяют мозгу правильно «питаться» и увеличивать умственные способности человека.

Задачи и упражнения

Развитие кратковременной памяти базируется на выполнении
определенных упражнений и заданий. Они помогают расширить привычные возможности запоминания.

  • Запоминание и повторение числовых последовательностей. Цифры являются международным традиционным способом развития памяти. Начинать следует с простых чисел, постепенно увеличивая числовой ряд. Для занятий практично использовать телефонные номера.
  • Техника Чанкинг. Суть методики — информацию, которую необходимо запомнить, следует разбить на несколько частей. Например, десятизначный номер телефона проще запомнить, предварительно разбив его на несколько частей. Способ работает и с рядами букв. Оптимальная длина 1 отрезка для запоминания — три символа.
  • Мнемоника. Техника лучше всего подойдет людям, которые имеют ярко выраженные проблемы с краткосрочной памятью. Она также помогает переводить информацию в долговременную память. Мнемонические приемы одновременно связаны с памятью и с органами чувств. Суть техники — перевод абстрактных понятий в конкретные путем связывания новых объектов с аудио и визуальной информацией, которая уже присутствует в мозгу. Таким образом, новая информация быстро закрепляется в памяти. Например, можно связать новый номер телефона с мотивом любимой песни, пропев его несколько раз.
  • Техника Фибоначчи. Человеку необходимо представлять последовательность чисел, где каждое число — это сумма двух предыдущих. Пример: 1+2=3, 2+3=5, т. е. последовательность — 1, 2, 3, 5 и т. д.

Игры

Любое обучение проходит намного проще в форме игры. Для тренировки кратковременной памяти можно играть в слова. Знакомая многим с детства игра в города — одна из ее разновидностей.

Вместо городов могут быть любые группы слов — страны, фамилии, имена, фрукты, животные и пр.

Кроме формирования мыслительных процессов памяти, которая вынуждена подбирать и вспоминать слова, игра повышает эрудицию игроков.[table “2” not found /] Не менее популярная игра из детства Memory или Memo. Мемори лучше всего подходит для тренировки памяти в любом возрасте.

Человеку необходимо найти парные картинки, поочередно переворачивая карточки и запоминая их последовательность.

Сегодня существует вариант для компьютеров или смартфонов, где на несколько секунд показываются все карточки, а затем игрок пытается открыть как можно больше парных карт. Игра позволяет развивать кратковременную образную память.

Источник: https://brain-hack.ru/kak-uluchshit-kratkovremennuyu-pamyat/

Избавьтесь от проблем с памятью раз и навсегда!

Как тренировать кратковременную память

Правильная техника тренировки памяти и развития внимания – важные составляющие для людей, которые поддерживают работу мозга в тонусе и не хотят ничего забывать. Нет плохой или хорошей памяти – бывает та, которой нужна тренировка.

Поэтому вопрос «как тренировать память?» является актуальным для современного человека. Ведь каждый день мы сталкиваемся с потомком информации, которая требует сортировки, а важная – запоминания.

В этой статье мы разберемся, как и с помощью каких методов можно улучшить показатели памяти.

Виды памяти

По типу восприятия информации, классификация состоит из следующих видов:

  • Мгновенный вид – оценочная память, функционирующая буквально секунды. Она работает, когда мы переходим дорогу и смотрим не едет ли навстречу автомобиль, или когда складываем числа в уме.
  • Кратковременный вид – информация, которую мы получаем от внешних раздражителей. Срок хранения информации – 3 месяца. До того как мозг освободится от лишних воспоминаний, на нейронном уровне принимается решение – перенести полученные сведения в долговременную память или нет.
  • Долговременный вид – информация, прошедшая отбор из кратковременного вида. Мы можем воспроизводить её в голове сколько угодно раз, помнить месяцами и даже годами.

Чем лучше развит мгновенный и кратковременный вид, тем проще информация переходит в долговременный. А чем больше информации у нас в долговременной памяти, тем более интеллектуально развитыми мы становимся.

С рождения у каждого человека преобладает тот или иной вид памяти. При правильном использовании техник запоминания для развитого вида, вы будете помнить гораздо больше.

Но это не означает, что можно не тренировать другие виды и пользоваться только одним. Как раз наоборот, для эффективного восприятия информации, нужно пользоваться всеми доступными ресурсами мозга.

Способы и приемы для тренировки памяти

Способов как натренировать свою способность к запоминанию множество. Они направлены на один конечный результат – усвоение информации в долговременной памяти и восполнение пробелов в малоразвитом виде памяти. Нижеописанные методики – базовые. Только после их усвоения можно переходить к трудным упражнениям.

  • Метод, основанный на внимательности.

Внимание – главное составляющее работы мозга и памяти. Если на объекте нет концентрации, то ни о каком запоминании не может быть и речи.

Поэтому важно направлять внимание на то, что вам нужно запомнить, подкрепляя это конкретными целями.

Например, чтобы выучить ПДД поставьте себе такую цель – чем больше внимания я сконцентрирую на правилах сейчас, тем больше я выучу, и тем наименее проблематично сдам экзамены.

  • Метод, основанный на ассоциациях

Ассоциации образуют связь между кратковременной памятью и тем, что уже было заложено в долговременную. Поскольку новый воспринимаемый объект уже подкреплен в долговременной памяти, на его запоминание нужно меньше усилий и времени. Главное – ассоциация должна быть понятной и легкой для восприятия.

Основан на периодическом воспроизведении полученных данных в кратковременной памяти для лучшего усвоения в долговременной. Чем новее полученная информация, тем больше потребуется концентрации и повторений.

Эти методы можно применять в повседневной жизни или для выполнения конкретных упражнений, направленных на развитие запоминания.

Выше мы условились, что выделяют кратковременную и долговременную память, и что одна напрямую связана с другой. Конечно же, натренировать можно и ту и другую, но для каждой существуют различные техники и упражнения, которые мы рассмотрим ниже.

Как тренировать кратковременную память

Техника тренировки кратковременной памяти основывается на методе повтора информации. Рассмотрим некоторые упражнения, с помощью которых можно улучшить навыки кратковременной памяти:

  • «Техника Фибоначчи» — представьте последовательность чисел, где каждое число – это сумма двух предыдущих. Например: 1+1=2, 1+2=3, 2+3=5 т. е. последовательность представляет собой – 2, 3, 5 и т. д. Делайте это упражнение 30 минут в день и вы заметите как со временем показатели внимания и кратковременного запоминания улучшатся.
  • Мнемоническое упражнение «20» — попросите друга написать на листе бумаги 20, ничем не связанных друг с другом слов. Затем возьмите лист и попытайтесь за 1 минуту выучить их по порядку. Для лучшего эффекта пользуйтесь ассоциативным методом запоминания.
  • Упражнение «Абзац» — возьмите книгу, и откройте на случайной странице. Найдите в ней абзац – до 4 строк, прочитайте и попробуйте повторить уже без книги. Когда у вас будет получаться пересказывать маленькие абзацы, переходите к большим.

Как тренировать долговременную память

Для тренировки долговременной памяти применяются схожие упражнения, направленные на более долгое хранение данных. Действенный метод – постоянное повторение информации. Учите наизусть стихи или специальные материалы для работы и учебы. Неважно что, главное, сам процесс концентрации внимания на том, что вы учите. Для лучшего усвоения, проговаривайте информацию вслух и в голове.

Перечислим некоторые упражнения, которые помогут вам развить свою долговременную память:

  • Загадайте предмет, который вы видите несколько раз на дню и попытайтесь визуализировать его – вспомнить качественные свойства, внешний вид. Сделайте описание наиболее точным.
  • Составьте на бумаге список дел на день в случайном порядке. Запомните его, и в течение дня, не прибегая к помощи записи, организуйте эти дела в продуктивной для вас последовательности.
  • Выберете картину, которая вам больше всего нравится. Опишите, что вы на ней видите. На следующий день, помимо того, что нужно вспомнить предыдущее описание, вы должны дополнить его новыми характеристиками. То же проделать и на следующий день. Когда поймете, что идеи для описания картины закончились, переходите к новой.

Тренировка памяти у пожилых людей

В преклонном возрасте работа мозга заметно ослабевает. Это связано с тем, что снижается способность нервных клеток реагировать на внешние и внутренние возбудители, вследствие чего деятельность головного мозга уменьшается.

Кроме ухудшения запоминания, наблюдается и потеря концентрации внимания. Но это не означает, что эти процессы являются следствием болезни, или ситуацию нельзя улучшить.

Рассмотрим способы как натренировать память у пожилых людей:

  • Собирайте пазлы. Подберите понравившуюся картинку и вперед! Только не начинайте с больших и сложных, потому что они могут оказаться тяжелыми в сборке, а такое занятие вам надоест.
  • Перед тем как лечь спать разберите по полочкам события своего дня: вспомните дела, которые вы делали, с кем вы встретились, о чем говорили. Чем детальнее вспомните, тем лучше.
  • На каждую букву алфавита придумайте по 5–10 слов. На это упражнение придется затратить время, но зато по его окончании вы почувствуете активную работу мозга!
  • Играйте в настольные игры — шахматы или шашки. Особое значение уделите концентрации внимания, когда придумываете ходы. Отгадывайте кроссворды, сканворды. Играя каждый день по 30 минут, вы активизируете ваше внимание и процесс запоминания.

Программы для развития памяти и внимания

В век компьютеризации широкое распространение получили программы для развития мозга и памяти, предназначенные для ПК.

  • MemoryTester – тесты, которые помогут объективно оценить возможности мозга. На основании результатов, вы узнаете какой вид памяти вам следует в большей степени развивать.
  • Mnemonics – программа, предназначенная для отработки запоминания числовой информации. Для того чтобы быстро оперировать с числами, программа предлагает перекодировать их в слова согласно специальному коду.
  • «Лунтик. Тренируем память и внимание» — для развития мышления у детей, подойдет онлайн-версия данной игры. Лунтик поможет ребенку проверить математические способности, навыки внимания, выполняя задания во время игрового процесса.
  • VisualRepSystem – программа, предназначенная для развития визуальной памяти.
  • Language Memory Bomber — программа для изучения иностранных слов с помощью методов визуализации и ассоциативных рядов.

Таким образом, развитие и тренировка памяти – неотъемлемая часть эффективной работы мозга. У каждого может быть своя техника тренировки памяти, главное, правильно её подобрать, и тогда она принесет положительные плоды.

Можно использовать все методы, предложенные в статье, или заниматься только одним упражнением – решать вам, но не забывайте, что для видимого результата нужно с постоянной периодичностью практиковаться в развитии способностей.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/training/memory/trenirovka-pamyati.html

Кратковременная память – что это такое? Как развить кратковременную память?

Как тренировать кратковременную память

Сегодня мы остановим внимание на развитии кратковременной памяти (её также называют рабочей). Этот вид памяти отличается незначительным, около 30 секунд, промежутком сохранения информации. Цель кратковременной памяти – максимальная «выжимка полезного», упрощающая воспринимаемую информацию и отделяющая важное, полезное от второстепенного.

Память – психический процесс, складывающийся из нескольких связанных между собой компонентов: запечатление информации, её хранение, воспроизведение и забывание.

Наиболее часто встречающаяся классификация такова: по длительности хранения информации выделяют мгновенную (длительностью максимум 15 секунд), кратковременную (и оперативную, связанную с ней) и долговременную память.

Каждый из указанных видов памяти является также и важным этапом обработки (сохранения) данных.

Из кратковременной памяти важная для индивида информация поступает в оперативную, а затем и в долговременную память, но человеку приходится предпринимать для этого некоторые волевые усилия. Факторами, способствующими переходу информации в оперативную память, являются сопровождение информации эмоциями, многократные повторения, необычность, важность для данного человека.

Объём кратковременной памяти

Этот показатель у разных людей неодинаков и характеризует способность человека запоминать поступающую информацию. Если вас просят запомнить ряд слов, а затем сразу воспроизвести, то количество запомненных слов станет показателем объёма кратковременной памяти. В среднем эта величина составляет 7 плюс (минус) 2.

Итак, кратковременная память играет в нашей жизни важную роль:

•   Позволяет обрабатывать информацию, участвуя в процессе мышления.

•   Обеспечивает работу долговременной памяти, являясь «буфером», из которого отобранная важная информация затем поступает в долговременную память.

Развитие кратковременной памяти

Развитие кратковременной памяти даёт нам ряд преимуществ:

—     Помогает быстро оценивать ситуацию, отвечать без подготовки, импровизировать, говорить и одновременно набрасывать план мыслей, которые хотел бы озвучить.

—     Позволяет связно воспринимать материал (помнить только что прочитанное и связывать его с текущей информацией).

—     Улучшает навыки чтения и понимания прочитанного.

—     Помогает лучше воспринимать речь на слух.

—     Улучшает математические способности.

Список можно продолжать. Как итог, улучшение уровня кратковременной памяти улучшает и качество нашей жизни.

Можно ли развить кратковременную память?

Доказано, что, регулярно получая определённые нагрузки, мозг перестраивается с целью достижения максимальной эффективности. Так, во время выполнения задач n-назад увеличивается объём кратковременной памяти и способность концентрироваться.

Кроме того, при этом отмечается увеличение показателей подвижного интеллекта, т.е. способность анализировать, логически мыслить и, независимо от имеющегося опыта, решать новые задачи.

Показатель подвижного интеллекта является определяющим в вопросе обучаемости, он является важной частью показателя уровня интеллектуального развития человека.

Учёные доказали, что мозг способен восстанавливать утерянные вследствие повреждения связи и изменять свою структуру под воздействием различных факторов, как внешних, так и внутренних. Это явление получило название нейропластичность.

В мозге происходят непрерывные процессы как разрушения, так и рождения новых связей между нейронами. Благодаря нейропластичности мы способны обучаться, развивать память, даже восстанавливать функции мозга при его поражении. Доказано, что пластичность мозга не теряется с возрастом.

Тренировку мозга часто сравнивают с тренировкой мышц, и не случайно.

Как развить кратковременную память?

—     Мозгу тоже нужен «тренажёрный зал». Для развития когнитивных функций мозга с успехом применяются регулярные тренировки на развивающих тренажёрах онлайн . Комплексные программы тренировки памяти, внимания, мышления, восприятия помогают всестороннему развитию когнитивных функций.

—     Повторение – мать учения. Повторяя про себя нужную информацию через каждые 14-16 секунд, мы «обновляем данные».

—     Просто и эмоционально – гораздо лучше, чем сложно и пресно. Максимально упрощайте информацию и подкрепляйте её эмоциями.

—     Мотивация – действенное оружие. Дайте себе установку на то, что эта информация просто необходима Вам в дальнейшем.

—     Развивайте образную память. Простые ассоциации и другие мнемонические приёмы помогают «привязывать» нужное слово к образу (к части тела, к предмету привычного интерьера, или путём составления невероятного рассказа из не связанных по смыслу слов). Отсюда несколько советов:

—     Необычно, редкостно – значит, запомнится лучше. Создавайте для запоминания яркие образы.

•   Разделяйте длинную информацию на блоки, удобные для запоминания: например, разделяя номер телефона или пин-код на части, ассоциирующиеся с памятными Вам датами; можно создавать образы, закрепляющие определенную комбинацию.

•   Ищите закономерности, принципы организации материала, устанавливайте связи.

•   Используйте музыку и ритм. Музыка может помочь в запоминании, если на мотив знакомой мелодии положить слова (буквы, текст), которые нужно запомнить. Так, английский алфавит неплохо запоминается под песенку «Чижик-пыжик, где ты был?».

•   Используйте первые буквы слов, складывающих нужную информацию: например, Иван рубил дрова, Варвара топит печь – первые буквы подсказывают последовательность и названия падежей в русском языке (именительный и так далее).

Если классифицировать память по характеру психической активности, особого внимания заслуживает образная память. В ней сохраняются образы: запахи, звуки, зрительные представления.

Одним из показателей индивидуально-типологической характеристики памяти является тот её вид, который является ведущим для конкретного человека.

В этом ключе различают зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную и другие виды памяти.

Кратковременная зрительная память

Кратковременная зрительная память связана с фиксированием, хранением и воспроизведением зрительных образов. Её объём довольно несложно протестировать.

Тест на кратковременную память:

Нарисуйте таблицу 3X4 и заполните её случайными двузначными числами. В течение 20 секунд смотрите на таблицу, стараясь запомнить как можно больше чисел. Затем закройте её и запишите все числа, которые запомнили. Последовательность воспроизведения не имеет значения.

Для взрослого человека нормой считается уровень кратковременной памяти, при котором запоминается не менее 7 чисел.

Для тренировки зрительной памяти у ребёнка можно использовать такую игру: приготовьте две картинки с одним и тем же предметом, хорошо известным малышу.

На первой картинке предмет должен быть изображён целиком, а на второй на нем должны отсутствовать какие-то элементы. Например, на первой картинке – стол, а на второй – он же, но без одной ножки.

Вначале ребёнку показывают первую картинку, просят рассмотреть и запомнить (30 секунд). Затем первую убирают, дают вторую и просят назвать отличие (или отличия) от первой.

Кратковременная слуховая память

Кратковременная слуховая память связана с фиксированием, хранением и воспроизведением слуховых образов. Она является одной из разновидностей образной памяти. Ещё в 1960 году результаты экспериментов доказали, что слуховая память – одно из главных условий сохранения и воспроизведения вербальной информации (Джордж Стерлинг, американский когнитивный психолог).

Есть специальные тесты на кратковременную память, методики, позволяющие оценить объём слуховой памяти, но они актуальны прежде всего для оценки уровня готовности ребёнка к обучению в школе.

Для тренировки слуховой и ассоциативной памяти у ребёнка можно использовать игру «Опиши меня». Для этого взрослый называет какой-либо предмет или животное, а ребёнок должен представить его и назвать разные его вид, признаки, действие, особенности, звуки. Например: котёнок – маленький, тёплый, пушистый, шерстка длинная, густая, может мурчать вот так: «Муррр». Может мяукать вот так: «Мяу».

Взрослым рекомендуется научиться прислушиваться к звукам, окружающим нас и воспринимаемым как фон. Попробуйте выделять их по отдельности и мысленно повторять, стараясь быть как можно точнее. Это тренирует и внимание, и слуховую память.

Очень эффективны занятия на игровых тренажёрах онлайн .  Так, благодаря занятиям на тренажёре «Звукварь» улучшается способность удерживать звуковую информацию и развивается музыкальный слух. Регулярные пятнадцатиминутные занятия приносят ощутимые результаты.

Кратковременная память у ребёнка

В отличие от взрослых, дети имеют несколько меньший объём кратковременной памяти (5-6 слов, цифр или образов). По мнению учёных, в дошкольном возрасте кратковременная память развивается особенно интенсивно: в это время закладываются основы её развития.

Дошкольник, в отличие от более старших детей и взрослых, информацию запоминает механически, и управлять памятью начинает с помощью родителей и педагогов.

От того, насколько правильно происходило развитие основных психических функций ребёнка дошкольного возраста, зависит состояние его памяти и его успехи в обучении.

Каждый возраст имеет свои особенности развития памяти.

1.От рождения и до 1 года происходит формирование моторной памяти. Ребёнок запоминает движения, особенно имеющие позитивный результат и эмоционально подкреплённые.

2.От 1 года и до 2 лет – первые попытки узнавания близких (родители – не в счёт). Развивается нервная система, а с ней – и объём запоминания. Осваивается ходьба, и это освоение даёт новый важный опыт. Начинают формироваться зачатки образной памяти.

3.От 2 и до 4 лет возобладает механическое запоминание. Идёт освоение основных двигательных навыков, закладываются основы логики, происходит запоминание более сложных слов.

4.От 4 и до 6 лет у детей доминирует непроизвольный характер запоминания, не зависящий от волевых усилий и желаний ребёнка. Запоминание связано с деятельностью и зависит от её особенностей. Что увлекло, вызвало сильные эмоции – то и запомнилось.

Способность к запоминанию, как правило, оценивают по состоянию слуховой и зрительной памяти, что выясняется при немедленном воспроизведении ребёнком услышанного или увиденного.

Иногда плохая кратковременная память у ребёнка сочетается с гипертрофированной долговременной, и в этом случае малыш не в состоянии запомнить короткое предложение, но детально воспроизводит события большого срока давности.

Нарушения кратковременной памяти у взрослых могут быть связаны в возрастом, травмами головы, приемом некоторых препаратов, опухолями мозга, хроническим недосыпанием, старческим слабоумием, психическими расстройствами, употреблением алкоголя и наркотических веществ. Но не будем забывать о нейропластичности мозга, о возможности развивать свои способности и о том, что терпение и труд все перетрут.

И ещё несколько общих советов:

—     Высыпайтесь;

—     Пейте достаточное количество чистой воды;

—     При запоминании старайтесь работать, избегая раздражителей;

—     Позаботьтесь о правильном питании с учётом потребностей мозга;

—     Тренируйте концентрацию внимания.

—     Посильные физические нагрузки улучшают питание мозга и, соответственно, его работу. В частности, запоминание.

Успехов Вам в саморазвитии и занятий с удовольствием!

 danna § curious tangles

Источник: https://b-trainika.com/blog/kratkovremennaya-razvit-kratkovremennuyu/

6 упражнений, которые сделают вашу кратковременную память лучше

Как тренировать кратковременную память

У меня всегда была проблема запомнить телефонный номер. Даже во время пользования городским телефоном я всё время обращался к блокноту, чтобы не перепутать цифры. С развитием технологий и появлением 11-значных номеров я вовсе не мог ни на секунду задержать их в голове. Вместе с тем, мой друг Михаил при необходимости мог запоминать их на несколько часов.

Как-то раз я поинтересовался у Миши, почему ему так легко даётся запоминать длинные наборы чисел. Он сразу сказал, что это умение ему приходилось развивать, а сейчас ещё и поддерживать.

Михаил спросил у меня, пробовал ли я разбивать номер на составные части, чтобы легче запоминалось. Получив утвердительный ответ, он рассказал, как улучшить кратковременную память и упражнения посоветовал.

Назначение и преимущества

Процесс запоминания происходит по схеме. Сначала чётко отпечатывается образ, который сохраняется в течение 0,1 – 0,5 секунд. Затем из полученных знаний выделяются особо важные элементы и поступают в краткосрочную базу. Без повтора материала данные хранятся не более 30 секунд.

Как говорит Харуки Мураками: «Память и мысли стареют так же, как и люди».

Различают виды краткосрочной памяти, в зависимости от источника информации:

  • тактильная;
  • вкусовая;
  • обонятельная;
  • зрительная;
  • слуховая.

Основную информацию люди получают с помощью глаз и ушей. Поэтому последние 2 вида наиболее ценны, именно их нужно развивать.

Объём информации, которая откладывается на короткий срок, ограничен. Ребёнок в состоянии запомнить 5-7 элементов, взрослый 7-9. Но необходимо понимать, что эта величина сугубо индивидуальна и напрямую зависит от генетических качеств.

Ненужные сведения тут же стираются, важные – переходят в оперативную или долговременную память. Главное преимущество кратковременного запоминания – происходит фильтрование лишней информации, сохраняется только суть.

Это позволяет сэкономить время, запомнить то, что действительно важно, избегать информационной перегрузки – источника тревог и стресса. Тренировать – значит приучать мозг фокусироваться на задаче, не перегружать его.

Упражнения

Существуют различные способы развития кратковременной памяти. Все они одинаково полезны. Но следует помнить, что результаты дают только регулярные тренировки. Их необходимо совершать каждый день по полчаса.

«Техника Фибоначчи»

Это математический ряд чисел, где каждая последующая цифра является суммой двух предыдущих. При сбивании со счёта, забывании последовательности, начинают заново. Пример 1+1=2, 2+1=3, 3+2=05, 5+3=8, 8+5=13, 13+8=21… Вычислив последовательность, её проговаривают про себя.

Мнемоническое упражнение «20»

Задание состоит из 20 бессвязных слов. Нужно, чтобы кто-то написал их для вас. Задача: запомнить слова по порядку за 1 минуту, а затем выписать то, что запомнилось на лист бумаги. Результат оценивается по критериям: точность воспроизведения по порядку, количество забытых слов. Пример задания, как тренировать кратковременную память:

  • работа;
  • книга;
  • импровизация;
  • кружка;
  • спортсмен;
  • рука;
  • равенство;
  • диван;
  • субтитр;
  • каламбур;
  • слеза;
  • огород;
  • телефон;
  • вулкан;
  • сельдь;
  • люстра;
  • мэр;
  • наколенник;
  • магия;
  • солнце.

Нет никаких правил запоминания: удобно использовать ассоциативный метод – используйте, удобно перечитывать слова в течение всей минуты – перечитывайте, удобно записать на диктофон и прослушать – делайте так. Нужно развивать ту форму восприятия, которая ближе. Главное – уложиться в отведённое время.

«Абзац»

Популярное упражнение для группового психологического тренинга на тему, как улучшить кратковременную память. Но метод можно использовать и для индивидуальной тренировки. Понадобится книга. Её открывают на любой странице и зачитывают какой-нибудь абзац. Задача: запомнить каждое слово.

Если занятие ведётся в коллективе, то назначается ведущий. После прочтения он терпеливо выжидает, когда группа вспомнит весь текст. При возникновении трудностей подсказывает очередное слово. Если упражнение выполняется самостоятельно, то необходимо сначала приложить усилия, чтобы вспомнить текст, а уже потом подсматривать.

Рекомендуется начать с небольших абзацев:

«Она поднесла её к губам… и в самый последний миг, содрогаясь всем телом, наклонилась вперёд и торопливым движением выплеснула содержимое в горшок с папоротником. А потом села и взглянула на него надменно».

«10 предметов»

Тренировка кратковременной памяти тесно связана со зрительным восприятием. Эффективно развивать его с помощью этого упражнения. На столе раскладывают 10 предметов. В течение 1 минуты необходимо запомнить их расположение, форму, расцветку и т.д. По прошествии указанного времени, закрывают объекты тёмным материалом. Задача: рассказать о предметах всё, что вспоминается.

Начинать допускается с простых предметов, но каждый раз следует усложнять задание. Для этого берут детали сложных форм. В конечном счёте, можно пробовать описать рисунки на ковре, картины, картинки из книг. Если предполагается описание какого-то художественного элемента, то достаточно одной позиции.

«Всплеск эмоций»

Считается, что это упражнение больше нацелено на развитие оперативной памяти, отвечающей за сохранность информации до определённого времени. Но без объёмного краткосрочного хранилища, сведения просто не дойдут до «оперативного отдела». Поэтому эффективность методики высока.

Суть заключается в том, чтобы информацию сопровождали эмоции. Их отсутствие – одна из основных причин забывчивости. Например, завтра нужно подстричься. Любой человек делает то, что важно для него в настоящий момент. Поэтому каждый говорит себе фразы типа: «послезавтра презентация проекта, если завтра не подстригусь, буду выглядеть как обезьяна».

Все мы ищем причины для того, чтобы выполнить дела в срок. Упражнение позволяет вызвать эмоции, когда естественных причин для них недостаточно. Необходимо придумать какую-нибудь страшилку. Что будет, если завтра не подстричься? Возможно несколько вариантов:

  1. Не смогу промыть волосы, появятся вши.
  2. Когда буду проходить мимо парковки, волосы попадут в окно одной из машин. Водитель зажмёт их стеклом, и буду я бегать за автомобилем по всему городу.
  3. Подует ветер, и мои волосы понесут меня в какое-нибудь Зазеркалье. Ищи потом выход из этой страны чудес.

Примеры фантастические, но действенные даже в таком ключе. Чем страшнее (или смешнее?) история, тем лучше запоминается, что нужно сделать.

Методы восстановления обстановки и составления автопортретов

Ряд техник, помогающих как улучшить краткосрочную память, так и развивать внимание, направлен на воспроизведение недавних событий. Самой популярной из них стала модифицированная техника Пифагора. Она предлагает вспоминать перед сном все события дня в мельчайших подробностях.

Необходимо вспомнить свои первые мысли после пробуждения, действия после подъёма с кровати. При этом сохраняется хронологический порядок – нельзя перескакивать с утренних событий на дневные или вечерние. Правило одно: чем ярче образы воспоминаний, тем эффективнее упражнение.

Вне зависимости от того используете вы эту методику или нет, следует попробовать другие упражнения из этой группы в течение дня. Например:

  1. Вспомните прямо сейчас, что вы делали до прочтения этой статьи. Допустим, вы мыли посуду. Это была сервировочная или наплитная тара? Чего было больше: тарелок или ложек? Губка (тряпка) какого цвета использовалась?
  2. Прощаясь с малознакомым или до этого разговора незнакомым человеком, ещё раз окиньте его взором. Сразу после диалога вспомните в мельчайших подробностях его лицо, телосложение, рост, особенности, одежду. Запишите всё на листок бумаги. Постарайтесь при следующей встрече понять, не ошиблись ли вы в своём описании.

Упражнения выполняют в любое удобное время дома, на работе, в общественном транспорте. Для исследования берётся любая ситуация.  При изучении человека, главное – не рассматривать его в упор, чтобы не напугать.

Итого

Существует множество приёмов того, как развить кратковременную память. Все они сводятся к описанию предметов, людей, недавних событий. Развитие позволяет переносить больше информации в другие отделы. Соответственно улучшаются другие виды восприятия, запоминания и воспроизведения информации.

«Тренируй память, чтобы помнить, что ты уже забыл», – говорил Доминик Опольский. Зачем это нужно? Чтобы время, затраченное на воспоминание и самокритику за неосуществлённые дела, можно было провести с большей пользой.

[Всего : 3    Средний: 4.3/5]

Источник: https://TrenerMozga.ru/mm/memory/kak-uluchshit-kratkovremennuyu.html

Развитие кратковременной памяти делает умнее

Как тренировать кратковременную память

Согласно информации АМИ-ТАСС американские ученые из Университета Ратгерса и Университета Нью-Джерси пришли к выводу о тесной связи силы интеллекта и кратковременной памяти. Мыши, которым с помощью специальных упражнений улучшали оперативную кратковременную память, на специальных тестах также обнаруживали повышение интеллектуальных способностей.

Как правило, подобного рода выводы в отношении мышей и крыс оказываются справедливыми и для людей. Таким образом, тренируя кратковременную память, человек будет одновременно улучшать показатели своего интеллекта.

Остается только разобраться, что такое кратковременная память и как можно улучшить ее функционирование.

Что такое кратковременная память

Кратковременная память человека похожа на оперативную память компьютера – используется в текущей работе, и при выключении компьютера полностью стирается. Для компьютера вопрос увеличения оперативной памяти решается довольно просто. Мы добавляем новый чип. Для человека такой способ не подходит, однако есть приемы, приводящие к улучшению памяти и ее работоспособности.

Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через достаточно короткий промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. При достаточном количестве повторений объекты из кратковременной переходят в долговременную память.

Объем хранящейся информации в такой памяти достаточно ограничен. Исследования показывают, что он составляет, как правило, от 4 до 9 объектов, в среднем 5-7.

Это позволяет, например, сравнить цены в магазине или набрать номер телефона, один раз на него взглянув или услышав. Такой вид памяти довольно неустойчив.

Некоторые приемы и упражнения

Основным упражнением для развития кратковременной памяти считается запоминание и повторение последовательности чисел. Это же упражнение используется чаще всего для тестирования возможностей кратковременной памяти.

На этом приеме я не буду останавливаться. Думаю, большинство людей интересуют не какие-то специальные упражнения для улучшения и тренировки памяти, а те приемы, которые можно использовать в повседневной жизни для поддержания хорошего уровня работоспособности памяти.

Группировка объектов

Основным способом улучшения памяти в психологии является группировка объектов или еще это называют английским словом «чанкинг» (англ. chunking).

Использование этого правила, например, для номер телефона из 10 цифр 9258674567, означает, что проще запомнить, разбив его на несколько частей, например: 925 867 45 67.

При таком разбиении человек сможет запомнить гораздо больше символов, поскольку он способен группировать информацию о смысловых группах букв. Считается, что идеальный размер для чанков букв и цифр, неважно осмысленных или нет, составляет три единицы.

Как правило, люди именно таки делают, убедившись из собственного опыта, что так они лучше запоминают. Когда кто-нибудь запоминает или произносит телефонный номер, он наверняка разобьет его на последовательности из 2-3 символов.

Также известно, что акустически похожие наборы слов запоминать труднее, чем акустически различные. На основании этого можно сделать вывод, что кратковременная память опирается преимущественно на акустический (вербальный или речевой) код для хранения информации.

Приемы мнемоники

Под мнемоникой понимается замена абстрактных объектов на понятия, имеющие визуальное, аудиальное или другое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти для упрощения запоминания.

Приемы мнемоники доказали свою эффективность особенно при проблемах в обучении. Лучше всего их использовать тем, у кого есть проблемы с краткосрочной памятью.

Чтобы улучшить краткосрочную память, важно знать, что память использует мнемонику, чтобы выделить определенную реакцию. Мнемоника включает изображения, звуки, цвета, вкусы, запахи, контакт, язык и эмоции. Большинство из них связано с органами чувств. Связь приятного цвета или звука с определенной информацией помогает людям вспоминать быстрее.

Мнемонические образы должны быть позитивными и приятными для вас. В противном случае вы будете их отвергать.

Можно привести такой пример мнемоники. Если вам нравится какая то мелодия, можно запомнить номер телефона или имя человека в ритм этой мелодии. Несколько раз пропойте это и увидите, насколько прочнее информация сохраняется в памяти.

Такие приемы полезно применять, если вам приходится постоянно сталкиваться с проблемой запоминания, например, по роду вашей деятельности.

Конечно, этот прием не воздействует в чистом виде на кратковременную память. По сути, когда мы пытаемся сформировать мнемонические связи мы пытаемся закрепить информацию на долгосрочном уровне.

Питание

Считается, что для улучшения памяти неважно кратковременной или долговременной необходимо следовать диете, содержащей:

  • витамины B (особенно B6, B12 и фолиевую кислоту (витамин В9)). Эти витамины содержатся в зеленых овощах с листьями, в белковых продуктах: молоко, мясо, рыба, бобовые и т.д., в хлебе из муки грубого помола, дрожжах, печени, входят в состав мёда. Витамины разрушаются при термической обработке и не накапливаются в организме. Поэтому необходимо ежедневно употреблять содержащую их пищу.
  • антиоксиданты, такие как витамины C, E и бета каротин. Лучшие источники: черника и другие ягоды, свежие фрукты и свежевыжатые соки. Как правило, все они характеризуются кислым или кисло-сладким вкусом.
  • Омега-3 жирные кислоты. Содержатся в некоторых морских и растительных жирах. В основном это рыба, семена льна, грецкие орехи, рапсовое масло. Исследования, проведенные в 2005 году в Италии выявили, что ежедневное употребление омега-3 кислот усиливает умственные возможности человека и повышает его способности к вниманию.

Надо иметь ввиду, что витамины разрушаются алкоголем, рафинированными сахарами, никотином и кофеином. С никотином в частности проводились опыты. Способность к запоминанию после выкуренной сигареты снижается в разы.

Дополнительно

Внимательность. Трудно что-либо запомнить, если не уделить этому достаточного внимания. Поэтому когда пытаетесь что-то запомнить, не отвлекайтесь при этом на что-то еще.

Регулярное применение. Память человека подобна его мускулам – если ею не пользоваться, она атрофируется. Если вы привыкли не полагаться на свою память и не пытаться пользоваться ею в полной мере, скорее всего, она ответит вам взаимностью и вы не сможете на нее рассчитывать, даже когда вам это будет очень нужно.

Небольшой фильм про память.

Источник: https://newgoal.ru/short-memory/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.